Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Объем рынка органики в россии. Перспективы развития рынка органической продукции Что такое “органический продукт”

Ключевые слова

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / СТАНДАРТЫ / СООТВЕТСТВИЕ / РЫНОК ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / REGULATORY AND LEGAL REGULATION / ORGANIC PRODUCTION / VOLUNTARY CERTIFICATION / STANDARDS / CONFORMITY / ORGANIC PRODUCTS MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы - Кручинина В.М.

Рынок органической продукции и спрос на качественные продукты в мире растет стремительно. В России он только формируется. В Европейском союзе выстроена эффективно функционирующая система регулирования производства и использования органических продуктов. Цель исследования заключалась в сравнении действующего европейского и отечественного законодательства в области органического сельского хозяйства для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства, что будет способствовать развитию рынка органических продуктов. Автор использовал методы: абстрактно-логический, анализ, сравнение, индукция, дедукция, монографический. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: в настоящее время нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов , требований не только российских, но и международных. Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в период экономического кризиса, санкций и антисанкций, членства страны в ВТО и т. п. Оттого как быстро завершится его становление зависит положение России на международном органическом рынке. В России до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство . Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания. Разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России, что позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и предоставит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке. Результаты, полученные автором, в дальнейшем могут быть использованы участниками рынка органической продукции на практике и правительством при выработке специальных законов и подзаконных актов.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии, автор научной работы - Кручинина В.М.

  • Государственное регулирование рынка органической продукции в России

    2018 / Толеубаева Дилара Сергалиевна, Патласов Олег Юрьевич
  • Перспективные технологии производства органической продукции молочного скотоводства на фермах модульного типа

    2018 / Тихомиров И.А.
  • Современные правовые формы обеспечения производства и оборота органической продукции

    2018 / Белякова Зинаида Юрьевна
  • Органическое сельское хозяйство в России

    2017 / Щербакова (Пономарева) Анна Сергеевна
  • Возрождение российского рынка органической продукции

    2019 / Чупина И.П., Воронина Я.В.
  • Механизм регулирования производства органической продукции за рубежом и в Российской Федерации

    2019 / Свечникова Татьяна Михайловна
  • Органическая продукция сельского хозяйства - одно из актуальных направлений экологизации АПК

    2017 / Камилов М.К., Камилова П.Д., Камилова З.М., Эминова Э.М.
  • Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства

    2018 / Мистратова Н.А., Коломейцев А.В., Янова М.А.
  • К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации

    2013 / Воронин Б. А.
  • Российское органическое молоко - миф, реальность или новые возможности?

    2019 / Лещуков К.А.

State regulation of organic products market in Russia

The organic products market and the demand for quality products in the world are growing rapidly. In Russia it is only being formed. The European Union has an efficiently functioning system for regulating the production and use of organic products. The purpose of the study was to compare the current European and domestic legislation in the field of organic agriculture to develop proposals for the further improvement of domestic legislation, which will contribute to the development of the organic products market . The author used methods: abstract-logical, analysis, comparison, induction, deduction, monographic. As a result of the research, the author came to the following conclusions: at present, the regulatory and legal system for regulating the organic products market in Russia is a set of laws, standards , requirements not only Russian but also international. It includes both special legal acts and general economic ones, as well as federal as well as regional ones. Formation of the legal field in this area occurs during the economic crisis, sanctions and unsanctions, the country"s membership in the WTO, etc. On how quickly its completion will depend on the position of Russia in the international organic market. In Russia there is still no law coordinating organic production . Adoption of the law on the production and circulation of organic products will ensure the development of ecological farming, as well as the production of quality and safe food. The development of forms and methods of state regulation of the organic products market will create conditions for the evolution of organic farming and farming in Russia, which will ensure that not only citizens of the country will be provided with environmentally friendly products, but will also provide an opportunity for domestic organizations to become full-fledged players on the international organic market. The results obtained by the author, in the future can be used by market participants of organic products in practice and the government in the development of special laws and by-laws.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка органической продукции в России»

Оригинальная статья/Original article_

УДК 338.43:631.147

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-2-296-305_

Государственное регулирование рынка органической продукции _в России_

Валентина М. Кручинина 1 [email protected]_

1 Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Хорошевское шоссе, 35, к. 2, г.

Москва, 123007 Россия_

Реферат. Рынок органической продукции и спрос на качественные продукты в мире растет стремительно. В России он только формируется. В Европейском союзе выстроена эффективно функционирующая система регулирования производства и использования органических продуктов. Цель исследования заключалась в сравнении действующего европейского и отечественного законодательства в области органического сельского хозяйства для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства, что будет способствовать развитию рынка органических продуктов. Автор использовал методы: абстрактно-логический, анализ, сравнение, индукция, дедукция, монографический. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: в настоящее время нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов, требований не только российских, но и международных. Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в период экономического кризиса, санкций и антисанкций, членства страны в ВТО и т. п. Оттого как быстро завершится его становление зависит положение России на международном органическом рынке. В России до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания. Разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России, что позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и предоставит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке. Результаты, полученные автором, в дальнейшем могут быть использованы участниками рынка органической продукции на практике и правительством при выработке специальных законов и подзаконных актов. Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, органическое производство, добровольная сертификация, стан-

дарты^оответствие^ынок^рганической^родукци^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^и _State regulation of organic products market in Russia_

Valentina M. Kruchinina 1 [email protected]_

1 All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Khoroshevskoe highway, 35. 2, Moscow, 123007 Russia_

Summary. The organic products market and the demand for quality products in the world are growing rapidly. In Russia it is only being formed. The European Union has an efficiently functioning system for regulating the production and use of organic products. The purpose of the study was to compare the current European and domestic legislation in the field of organic agriculture to develop proposals for the further improvement of domestic legislation, which will contribute to the development of the organic products market. The author used methods: abstract-logical, analysis, comparison, induction, deduction, monographic. As a result of the research, the author came to the following conclusions: at present, the regulatory and legal system for regulating the organic products market in Russia is a set of laws, standards, requirements not only Russian but also international. It includes both special legal acts and general economic ones, as well as federal as well as regional ones. Formation of the legal field in this area occurs during the economic crisis, sanctions and unsanctions, the country"s membership in the WTO, etc. On how quickly its completion will depend on the position of Russia in the international organic market. In Russia there is still no law coordinating organic production. Adoption of the law on the production and circulation of organic products will ensure the development of ecological farming, as well as the production of quality and safe food. The development of forms and methods of state regulation of the organic products market will create conditions for the evolution of organic farming and farming in Russia, which will ensure that not only citizens of the country will be provided with environmentally friendly products, but will also provide an opportunity for domestic organizations to become full-fledged players on the international organic market. The results obtained by the author, in the future

can be used by market participants of organic products in practice and the government in the development of special laws and by-laws._

Keywords: regulatory and legal regulation, organic production, voluntary certification, standards, conformity, organic products market

Введение

Во всем мире параллельно с традиционным развивается органическое сельское хозяйство. Последние исследования говорят о том, что в таких странах как США, Европейский Союз и Япония спрос на органические продукты превышает предложение, а интерес потребителей и рост рынков органических продуктов во всем мире имеет восходящий

Для цитирования Кручинина В.М. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 2. С. 296-305. ёо1:10.20914/2310-1202-2017-2-296-305

тренд. В России рынок органических продуктов находится в стадии формирования, но имеет тенденции к существенному развитию. Это обусловлено как спросом, поскольку часть населения озабочена безопасностью традиционных продуктов питания и сужением ассортимента из-за санкций, так и предложением, когда отдельные энтузиасты стали поставлять на рынок экологически чистые продукты, которые дороже традиционных,

Kruchinina F.S. State regulation of organic products market in Russia. Vest-nik VGUIT . 2017. vol. 79. no. 2. pp. 296-305. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-2-296-305

но потребители готовы платить премию за органически выращенные продукты. Исследуемый рынок привлекателен для российских фермеров, так как он может обеспечить доступ к прибыльным и стабильно развивающимся рынкам Европы, Азии и США. Но для выхода на него необходимо пройти международно признанную сертификацию. В США и европейских странах разработаны механизмы регулирования для органического сельского хозяйства. В России же до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа действующего европейского и отечественного законодательства в области органического сельского хозяйства сделать вывод о соответствии отечественных регулируемых законодательных актов по исследуемой теме международным нормам и правилам, а также выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законотворчества, способствующего развитию рынка органических продуктов.

По мере исследования автор использовал методы: абстрактно-логический, анализ, сравнение (при изучении европейского и отечественного законодательства по регулированию рынка органической продукции); экономико-статистические (при анализе экономических показателей рынка органических продуктов); монографический метод (при выработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования органического рынка).

Таблица 1.

Развитие органических сельскохозяйственных земель в России, Казахстане и Украине в 2011-

2014 гг., га

Development of organic agricultural land in Russia, Kazakhstan and Ukraine in 2011-2014, hectares

При написании работы автор пользовался информационными материалами: международными и российскими документами и нормативно-правовыми актами по органическому сельскому хозяйству, научными статьями и публикациями по данной тематике, полученными через интернет и опубликованными в печатных периодических изданиях.

Результаты и обсуждение

Одно из современных мировых продовольственных направлений - органическое сельское хозяйство активно набирает темпы в большинстве стран мира. В 2015 г. его развитие получило в 179 странах на площади 50,9 млн га. Органическим производством занимаются 2,4 млн сертифицированных производителей, а органический размер мирового рынка в 2015 г. составил 81,6 млрд долл.

В России под органическим сельским хозяйством занято 385,1 тыс. га. Из бывших советских республик Казахстан и Украина опережали Россию до 2014 г. по размеру органических площадей, при этом среднегодовой темп роста в России был выше, чем в этих республиках (таблица 1). В 2015 г. Россия обогнала Казахстан по площади под органическим сельским хозяйством, однако уступает Украине как по площади, так и по количеству производителей и переработчиков. В России в органическом производстве работают 82 сертифицированных производителя и 37 переработчиков, украинский же рынок представлен 210 производителями и 110 переработчиками.

Страна Годы Years 2015 к 2014, %

Countries 2011 2012 2013 2014 2015 2015 to 2014, %

Россия Russia 126848 146251 144254 245846 385140 1,6 раз

Украина Ukraine 270320 272850 393400 400764 410550 102,4

Казахстан Kazakhstan 196215 291203 291203 291203 303381 104,2

Источник: ПБЬ, Швейцария, 2017

Система регулирования в области органического сельского хозяйства в России только начинает складываться. Государство в различных документах отмечает важность нового направления в развитии сельского хозяйства. Так, в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, что, хотя органическое сельское хозяйство является

быстрорастущим рынком, но спрос на его продукцию пока не удовлетворен, кроме того оно выступает одной из потенциальных точек роста для сельских поселений.

Указывается, что формирование и развитие органического сельского хозяйства в России позволит:

Ввести в оборот значительную часть брошеных посевных площадей;

Обеспечить занятость сельского населения в регионах, где производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время сократилось;

Создать имидж России на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции и обеспечить тем самым более высокие цены на экспортируемые сельскохозяйственные товары;

Обеспечить внутренний продовольственный рынок отечественной продукцией высокого качества .

В Концепции развития системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что развитие стандартизации органического сельского хозяйства обеспечит безопасность и повысит конкурентоспособность продукции АПК.

В Концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» развитие сельского хозяйства в области производства органической продукции названо одним из условий для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития.

Для реализации этих и других преимуществ необходима выработка соответствующих правовых и нормативных документов, направленных на изменение приоритетов развития национальной сельскохозяйственной политики. Создание стабильной системы органического сельского хозяйства связано со многими организационными и правовыми проблемами. В России до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания.

В Государственной думе на рассмотрении находится проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства)», который будет устанавливать правовые основы регулирования отношений в области производства и реализации органической продукции. В представленном проекте определены основные понятия (органическая продукция, органический пищевой продукт, органическое производство и др.), полномочия органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, принципы производства и оборота органической продукции, основы

сертификации и др. Однако по своей сути закон является рамочным, условия производства, хранения, реализации и сертификации упорядочиваются ГОСТами.

В ГОСТах детализируются правила производства и оборота органических продуктов. Первым документом, где они устанавливались, были СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, в которые в 2008 г. внесен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам». Раздел содержит условия для производства сельскохозяйственной продукции растениеводства, животноводства, птицеводства и пчеловодства без применения пестицидов, химических удобрений, ГМО и др., а также разрешенные пищевые добавки и технологические вспомогательные средства, агрохимикаты, средства контроля за численностью вредителей и борьбы с болезнями растений, используемые при производстве органических продуктов и т. п.

С 2014 г. ежегодно принимаются стандарты по органическому производству. Так, первым стандартом стал Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», устанавливающий термины и определения в сфере производства, состава и свойств пищевых органических продуктов и продуктов их переработки, произведенных органическим сельским и лесным хозяйствами, водными экосистемами и пчеловодческими хозяйствами.

ГОСТ Р 56104-2014 определяет органическое сельское хозяйство как производственную систему, улучшающую экосистему, сохраняющую плодородие почвы, защищающую здоровье человека, принимающую во внимание местные условия, опирающуюся на экологические циклы и при этом сохраняющую биологическое разнообразие, и которая не использует компоненты, способные принести вред окружающей среде. Органическое землепользование сочетает в себе традиционные методы ведения хозяйства, инновационные технологии и современные научно-технические разработки, которые благотворно сказываются на окружающей среде и, обеспечивая тесную взаимосвязь между всеми формами жизни, включенными в данную систему, поддерживают и обеспечивают их благоприятное развитие.

Производство с использованием правил органического производства, установленных на всех стадиях органического производства,

подготовки и оборота, является органическим производством. Оно основано на использовании природных, биологических и возобновляемых ресурсов. Кроме этих определений стандарт содержит определения зон, стадий и правил органического производства, органического сырья, видов органических пищевых продуктов и др.

Правила производства и обращения органической продукции декларируются Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». Согласно которому, продукцией органического производства (органической продукцией) является продукция

растительного, животного и микробного происхождения, аквакультуры (натуральные, обработанные или переработанные), которая употребляется человеком в пищу, используется как корм животных, посадочный и посевной материал, полученная в результате производства, сертифицированного на соответствие требованиям ГОСТ Р 56508-2015. ГОСТ определяет общие правила при производстве органической продукции (рисунок 1), порядок ведения органического растениеводства, животноводства, пчеловодства и выращивания, разведения и содержания объектов аквакультуры, а также правила сбора, упаковки, транспортировки и хранения продукции органического производства.

Рисунок 1. Общие правила производства органической продукции

Figure 1. General rules for the production of organic products

Стандарт предусматривает переходный период при преобразовании хозяйства традиционного производства в органическое, который различается применительно к отраслям сельскохозяйственного производства. В переходный период действует запрет на маркировку и реализацию произведенной продукции как органического продукта.

ГОСТ 56508-2015 разработан в соответствии с международными документами, такими как Регламент Совета (ЕС) от 28 июня 2007 г. № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91

(официальный бюллетень Европейского Союза от 27 июля 2007 г.) и Регламент Комиссии (ЕС) от 5 сентября 2008 г. № 889/2008 с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции в отношении органического производства, маркировки и контроля продукции (официальный бюллетень Европейского Союза от 18 сентября 2008 г.), стандарт Комиссии Кодекс Алимента-риус «Руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов (GL 32-1999, REV. 1-2001)», Базовые стандарты IFOAM.

Стандарт не затрагивает такую важную об- являются значительным сегментом органиче-

ласть органического рынка как сбор и перера- ского производства. В 2015 г. площадь под дико-

ботка дикоросов. Хотя дикорастущие продукты - росами составляла 39669,3 тыс. га или 43,4%

ягоды, плоды, грибы, травы, аквакультуры - от всех органических земель (таблица 2).

Таблица 2.

Органические площади сельскохозяйственных и других земель по регионам в 2015 г., тыс. га

Organic areas of agricultural and other lands by regions in 2015, thousand hectares

Регион Region Сельскохозяйственные земли Agricultural land Аквакультуры Aquaculture Лесные земли Forest lands Пастбища на землях не сельскохозяйственного назначения Pastures on non-agricultural land Дикорастущие культуры Wild cultures Прочие сельско-хозяйственные земли Other ag-ricultu-ral lands Всего Total

Африка Africa 1683,5 - 38,4 - 11905,0 - 13626,9

Азия Asia 3965,3 27,5 0,1 5522,9 1,5 9517,3

Европа Europe 12717,0 - 19,5 8,1 17658,8 - 30403,4

Латинская Америка Latin America 6744,7 3,8 - - 4221,1 10,3 10979,9

Северная Америка North America 2973,9 - 208,7 - 54,6 - 3237,2

Океания Oceania 22838,5 - - - 0,8 - 22839,3

Мир World 50922,9 31,3 266,7 8,1 39363,2 11,8 90604,0

Источник: ЕШЬ 2017

Во многих российских областях сбор дикоросов оформляется в виде отдельной отрасли экономики регионов. Особенно это относится к Сибири и Дальнему Востоку. Так, в Томской области в течение последних лет сбор дикоросов превратился в динамично развивающийся сектор хозяйства. С начала 2000-х гг. в регионе принято несколько документов, способствующих его формированию и развитию. К ним относятся распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.05.2004 № 327-р «О мерах по повышению эффективности заготовки и переработки дикоросов, рыбы, лекарственного и технического сырья в Томской области», Концепция развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в Томской области на 2007-2010 годы, Государственная программа «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы» и др.

Кроме того, в рамках создаваемого инновационно-территориального центра «ИНО ТОМСК» должен сформироваться кластер возобновляемых природных ресурсов, для чего принята программа «Развитие инновационно-промышленного кластера возобновляемых природных ресурсов Томской области до 2020 года», который связывает участников по 4-м направлениям: «рыбохозяйственный комплекс», «лесное хозяйство», «заготовка и глубокая переработка дикорастущего сырья», «охотничье хозяйство». Продукция из дикоро-сов востребована на российском и международном рынках.

В кластер вовлекаются крупные производители и переработчики возобновляемых природных ресурсов, научные и учебные учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства, а также трудоспособное население. Возможность создания кластера

обусловлена, по мнению разработчиков программы, следующими преимуществами:

Благоприятным инвестиционным климатом в регионе;

Существование в регионе устойчивой производственной кооперации между организациями-участниками кластера (малый бизнес использует свободные производственные мощности крупных компаний для производства пробных партий новой продукции; реализация совместного проекта лидером рынка и малым инновационным предприятием; предоставление технологических услуг малому бизнесу и начинающим компаниям по отработке рецептуры, состава и качеству продукции);

Сложившаяся практика сотрудничества вузов и организаций;

Организации кластера обладают значительным потенциалом импортозамещения;

Наличие у организаций опыта экспортных операций и сертификации продукции (сертификат «БИО») для усиления присутствия в секторе экологической продукции продуктового рынка стран ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако власти региона не предусматривают вовлечение в кластер организации потребительской кооперации Центросоюза, хотя райпо и райпотребсоюзы традиционно присутствуют на рынке возобновляемых природных ресурсов . До настоящего времени организации потребительской кооперации Томской области заготавливают дикорастущие плоды и ягоды, черемшу, папоротник и др. Включение существующей инфраструктуры заготовок потребкооперации в инфраструктуру создаваемого кластера позволит расширить охват как организаций области, так и трудовых ресурсов, что положительно скажется на благосостоянии сельского населения .

Создаваемый кластер возобновляемых природных ресурсов направлен на построение модели комплексного управления возобновляемыми природными ресурсами и объединит в границах Томской области основные центры сбора и глубокой переработки дикоросов, обеспечит создание логистических цепочек поставки ресурсов, будет способствовать решению задач продовольственной безопасности и импортозамещения в лесохозяйственном комплексе, охотничьем хозяйстве, рыбохозяй-ственном комплексе и комплексе глубокой переработки дикорастущего сырья.

Не урегулирование на федеральном уровне базовых условий (нормативно-правовых, финансовых, регуляторных, инфраструктурных, институциональных) для развития промышленной переработки дикоросов мешает вовлечению возобновляемых природных ресурсов в страновой экономический оборот, сдерживает развитие промышленного сектора глубокой переработки дикоросов, тормозит систему продвижения органической продукции на российский и международные рынки и интеграции с другими секторами экономики . Формирование рынка дикоросов содействует становлению рынка органической продукции как полноценного сектора экономики .

В 2016 г. принят Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» (САС/ОЬ 32-1999, ШО), разработанный Россией и к которому присоединились Республики Кыргызстан и Таджикистан. Стандарт устанавливает требования к производству (изготовлению) хранению, транспортированию и реализации продукции органического производства. Положения ГОСТ 33980-2016 идентичны положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56508-2015.

С 01.01.2017 г. действует Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», которым установлен единый порядок добровольной сертификации органического производства на соответствие требованиям ГОСТ 56508. Его действие распространяется на органы по сертификации органического производства, юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение сертификата соответствия органического производства, а также держателей такового сертификата. Добровольная сертификация состоит из нескольких стадий:

Организация работ (подача заявки организацией или индивидуальным предпринимателем в сертифицирующий орган, ее регистрация и анализ для определения возможности сертификации, при положительном решении заключается договор на проведение сертификации органического производства, формируется комиссия по сертификации);

Первый этап - предварительная (заочная) оценка (заявитель в комиссию предоставляет документы и сведения, необходимые для достижения целей сертификации) осуществляется без выезда к заявителю;

Второй этап - проверка и оценка органического производства с выездом к заявителю (рисунок 2).

В процесс сертификации включаются инспекционные контроли в течение срока действия сертификата и ресертификация органического производства до окончания срока действия сертификата.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели Legal entities,

Individual ipnliepiqneurs-

подача заявки

Сертифицирующая организация Certifying organization

Регистрация заявки о проведении сертификации

Registration of the application for certification

Возможность сертификации The possibility оf certification

Мотивированный отказ Motivated failure

Заключение договора I этап II этап

Conclusion of the con- Stage I Stage II

Выдача сертификата Extradition Certificate

Отказ от выдачи Сертификата Refusal of issue Certificate

Рисунок 2. Этапы проведения добровольной сертификации органического производства Figure 2. Stages of voluntary certification of organic production

Рынок органических продуктов стремительно развивается во всем мире. Продукты «organic» завоевывают все большее признание среди различных слоев населения. Наиболее сформирован рынок органических продуктов в развитых странах Европы и в США. По данным мировых исследований, 97 % стабильных потребителей сосредоточено именно там.

По данным исследовательской компании Ecovia Intelligence, 57,8 млн га пахотных земель на планете отведены под органическое земледелие: больше всего в Австралии, Аргентине и Китае. В секторе производства органической продукции работают 2,7 млн аграриев в 178 странах.

Объем мирового рынка органической продукции в 2018 году достиг 90 миллиардов евро. Крупнейшие рынки органического сельского хозяйства – США (40 млрд евро), Германия (10 млрд евро), Франция (7,9 млрд евро) и Китай (7,6 млрд евро). По прогнозам, к 2024 году мировой рынок органических продуктов питания достигнет $324 млрд.

Наибольшим спросом экопродукция пользуется в Швейцарии – 288 евро на душу населения в 2017 году, Германии – 278 евро, Швеции – 237 евро. Наибольшая доля органического рынка приходится на Данию – 13,3% от общего объема продовольственного рынка.

Рост международного рынка органического сельского хозяйства связан с устойчивым развитием сельского хозяйства и пониманием большинством стран преимуществ такого вида земледелия. За год количество органических земель выросло на 20% до 69,7 млн га. Лидирует по площади органических сельхозугодий Австралия (35,6 млн га). Далее следуют Аргентина (3,4 млн га) и Китай (3 млн га).

Всего в мире насчитывается 2,9 млн производителей органической продукции: в Индии сосредоточено 835 000 производств, в Уганде 210 352, Мексике 210 000. В России около 70 сертифицированных производителей органической продукции, 290 тыс. га сельхозугодий сертифицированы как органические.

На долю Европы приходится более 33% рынка. Европа также следует тенденциям здорового образа жизни, уделяя внимания при этом доступности органической продукции. Ведущее место на рынке занимает Германия, далее следуют Великобритания, Франция, Испания, Италия и Россия.

В Азии большая часть органической продукции приходится на импорт из Северной Америки и Европы. Основные рынки для сбыта органической продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе это Австралия, Новая Зеландия, Япония, Сингапур, Гонконг и Южная Корея. Среднегодовой темп роста рынка напрямую зависит от доходов и осведомленности потребителей.

Российский рынок органической продукции

Объем российского рынка органической продукции, по оценке Национального органического союза России (НОС), составляет 160 млн евро и 80% этого объема приходятся на импорт.

На данный момент в России насчитывается 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. По международным стандартам сертифицировано 53 хозяйства, по российским – 17 хозяйств. Из них к сфере растениеводства относятся 20 хозяйств. Около 0,12% сельхозземель (246 тыс га) сертифицированы как органические по международным стандартам.

В органическом сельском хозяйстве России есть сформированный рынок экспорта органического сельскохозяйственного сырья, на этом рынке есть устойчивый рост спроса и он намного превышает предложение. Российский рынок органической продукции ежегодно растет примерно на 10-15%. На данный момент Россия принимает активное участие в создании межгосударственного стандарта для всех стран Евразийского экономического союза.

Развивается не только внутреннее производств органической продукции, но и ее экспорт. При этом спрос на внешних рынках превышает предложение. Российскую продукцию готовы покупать все страны ЕС и США, есть заказы и конкуренция между иностранными трейдерами. Так, потенциал экспорта российской органической продукции в страны ЕС оценивается в $130 млн., а мирового рынка органической продукции – $290 млн.

В ближайшие три года в стране произойдет переход на технологии органического сельского хозяйства на условиях пре-контракта под конкретные заказы. Для развития органического сельского хозяйства сельхозпроизводителям необходимы знания, инвестиции и стабильный спрос.

Ключевым фактором для развития внутреннего рынка является принятие федерального закона об органическом сельском хозяйстве, который установит единые правила, очистит рынок от фальсификата, внесет ясность в понятие «органик», защитит маркировку, введет единый логотип. Также большую роль будет играть налаживание прямого обмена информацией между производителями и потребителями, открытость, прозрачность и формирование понимания и доверия к органической продукции.

Проучившись пять лет на факультете почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, мы с моим будущим партнером Андреем Касацким с головой погрузились в . Лаборатории всегда очень рады выпускникам, решившим развиваться в академической сфере и связать свою жизнь с научной деятельностью.

У меня было все: интересная работа, хороший коллектив, любимая девушка. Я был всем доволен и собирался развивать себя в науке.

Оказываясь с девушкой в магазинах, мы подходили к выбору продуктов по-разному. У меня был проверенный перечень покупок, который устраивал и ценой, и качеством. У Оли был, как она считала, научный подход: не жалея времени и сил, штудировать полки магазинов в поисках волшебного слова «ЭКО» на упаковке. За эту волшебную надпись она готова была платить в два-три раза больше.

Все эти исследования, которые ограничивались поиском заманчивых слов на продукции, у меня – кандидата биологических наук – вызывали лишь усмешку.

Рынка органической сельхозпродукции в России почти не существует. Получить экологически чистую продукцию – непростая задача.

Я не бросал свои попытки объяснить Оле, как на самом деле обстоят дела:

  • Молочная продукция не становится качественнее от наклеек на упаковке.
  • Качество мяса определяется кормом скота, о котором никто в составе не пишет
  • Покупка фруктов без вкуса и запаха зимой в супермаркете не даст витамины, о которых она так мечтает.

Но мои усилия были тщетны.

Как нам пришла идея создания проекта

Мы с друзьями после работы любим собираться в неофициальной обстановке, говорить о наших научных исследованиях и делиться идеями для будущих проектов. Так, однажды, мы с коллегами биологами и почвоведами подняли и вопрос отсутствия сертифицированных органических продуктов в России.

После нескольких часов обсуждений, за которые мы успели вспомнить все научные труды, затрагивающие вопрос органики, и перебрать все последние публикации на эту тему, Андрей сказал: «Так, а может свою ферму?». В тот момент мне эта идея показалась абсурдной.

Главный вопрос: это же большие затраты, как и где найти финансирование. Для Андрея мысль о подобной авантюре была не нова. Он прошел длинный путь от агронома до руководителя направления животноводства и растениеводства в крупнейшем российском агрохолдинге. Он уже полностью осознавал весь скрытый потенциал рынка органического сельского хозяйства в России.

К тому же благодаря научной работе в университете мы были знакомы с большим количеством компетентных специалистов, которых мог бы заинтересовать наш проект. И мы стали работать.

Многие фермы не сертифицируют свою продукцию

Погружаясь в проблему органики все глубже и глубже, мы обнаружили, что идея не просто актуальна для России, а является настоящим «голубым океаном».

На ферме в Калужской области

Потенциал рынка органической сельскохозяйственной продукции в России оценивается различными экспертами примерно в 700 млрд рублей, учитывая, что на сегодняшний день он практически отсутствует.

Главная проблема состоит в том, что многочисленные так называемые фермы, то есть производители той самой эко-продукции с полок супермаркетов, не контролируются, не проверяются и не сертифицируются по единым стандартам на обязательной основе, к которым есть обоснованное доверие.

Сертификат выдается под четким контролем в производстве. Такой контроль осуществляют, например, Европейские сертификаторы, которые очень давно действуют на рынке и обладают проверенной временем репутацием.

До недавнего времени в России отсутствовало законодательное регулирование рынка органической продукции. Сейчас ситуация меняется, и законодательство понемногу совершенствуется. А тем временем мы решили не ждать, а действовать, так как такой шанс действительно бывает один раз в жизни.

О выборе земли для фермы

В нашем случае, истина в земле. Поэтому к вопросу ее выбора мы подошли с особой внимательностью. Изучив список самых экологически чистых районов, который предоставили нам наши коллеги из центра экологии, мы остановили выбор на некоторых из них. Дальше нам предстояло договариваться с главами округов, что тоже было, мягко сказать, непросто.

Очень важно, когда твоя идея находит отклик, и сам округ настроен на развитие. По такому критерию мы и определили для себя Износковский район Калужской области.

Проведенные анализы почвы, воды и воздуха подтвердили высокий уровень основных показателей компонентов окружающей среды. Более того, наша земля является залежной, то есть не была в обработке. В нее не вносились минеральные (неорганические) удобрения более 3-х лет, а это период, за который они полностью выводятся из почвы.

Первый урожай на ферме

Получив землю, мы занялись тем, что требует меньше всего стартового капитала, – зерном и молоком. Прошлым летом мы собрали свой первый урожай, который не только успешно продали, но и сертифицировали.

Сбор урожая

Это важный шаг для нас, так как он позволил не только заявить о себе на рынке, но и принес нам другие материальные и нематериальные плоды.

Чтобы наша продукция котировалась на рынке органической продукции и в России, и в мире, мы получили сертификат органического производства «Евролист».

На данный момент им обладают наши корма, в планах – коровы и птица. Также уже 600 га нашей земли являются сертифицированными по европейским стандартам.

Почему в этом секторе не работает

Успешное начало заставило нас укрепиться во мнении, что мы на верном пути. В дальнейшем необходимо строить уже постоянные коровники и птичники. Перечень сертифицированных товаров и скота будет расти.

Все это требует новых инвестиций, и встает вопрос, где их взять.

Конечно, существует государственная поддержка, но:

  • Сроки рассмотрения большинства заявок слишком велики.
  • Сумма гранта, как правило, слишком мала, чтобы быть достаточной для дальнейшего развития.
  • Брать кредит – дорого, а выпуск акций чреват потерей контроля над компанией.

Оптимальным для нашей фермы, как и для многих небольших компаний, является , так стремительно набирающее популярность в мире. Стоит, однако, предостеречь будущих инвесторов от вложений в проекты, за токенами которых нет реального обеспечения. Мы, например, сначала собрали первый урожай, а на вырученные средства с его продажи обеспечили прохождения сертификации нашей земли, скота и продукции.

  • Совет №1: сначала проведите исследование рынка.

Исследование рынка, перспектив его развития, анализ платежеспособности целевой аудитории и конкурентноспособности вашего будущего товара – то, с чего должен начинать любой предприниматель.

Именно на этом этапе необходимо продумать способы минимизирования различных рисков, которые ожидают вашу компанию, и адаптировать бизнес-план под реальные условия рынка.

  • Совет №2: обращайте внимание на стоимость земли.

Стоит учитывать, что земля для продажи, которую вы можете найти в интернете, это, как правило, частная земля. Разница в стоимости по сравнению с государственной и муниципальной землей для сельского хозяйства поразительна: цена завышена в 8-10 раз!

  • Совет №3: взаимодействуйте с властями региона.

После определения подходящего вам округа необходимо обращаться непосредственно к муниципальным властям, чтобы узнать о наличии соответствующих земель. Например, в Калужской области существует «Агентство развития АПК», которое нам помогло в этом вопросе и предоставило несколько вариантов.

  • Совет №4: проводите свои экспертизы.

Остановив свой выбор на конкретном участке, который устраивает ценой и заявленным качеством, необходимо убедиться, что он соответствует всем нормам. Проводите дополнительные экспертизы.

  • Совет №5: будьте готовы к участию в аукционе на землю.

Стоит обратить внимание на саму процедуру получения земли муниципалитета в аренду. После определения желаемого участка пишется официальная заявка с просьбой инициировать аукцион, на котором интересный вам участок сможет купить любой желающий.

Нужно быть готовым к резкому возникновению спроса именно на эту землю и, соответственно, повышению предполагаемой цены. Эта система введена для борьбы с коррупцией и на деле лишних препятствий не создает: после победы на аукционе мы официально получили землю в аренду.

  • Совет №6: обязательно сертифицируйте свою продукцию.

Сертификация – это способ заявить о себе в мировых масштабах и уверенно выйти на рынок. Тут стоит предостеречь любого начинающего органического фермера от преждевременных действий. Внимательно изучите условия сертификатов, которые вы собираетесь получить на свою продукцию.

После ряда процедур с землей, несоответствующих нормам органического земледелия, нужно ждать несколько лет до восстановления земли и возможности выращивать на ней органическую продукцию.

Свои научные разработки мы будем интегрировать в бизнес

Независимо от достигнутого все мы хотим развиваться. Мы видели свою жизнь исключительно в академической среде, однако работы молодых ученых часто остаются незамеченными.

Теперь, имея свой бизнес, мы можем интегрировать научные разработки в него и в реальном времени наблюдать результат.

Дальнейшая наша цель – создание научного экологического кластера в России.

Рынок органических продуктов в России и мире растет в разы быстрее, чем остальной фуд-ретейл. Несмотря на большие риски, это направление уже сейчас является прибыльным, а впоследствии объем рынка будет только расти

Фото: David Williams / Bloomberg

Мировая практика

К 2020 году мировой рынок органической продукции вырастет на 16% и составит €143 млрд, говорится в исследовании «Перспективы развития органического сельского хозяйства в России» аналитиков SBS Consulting. По их словам, рост потребления органической продукции в два раза превышает темпы роста продовольственного рынка в целом.

Принцип органического земледелия подразумевает удобрение земли, борьбу с сорняками и вредителями исключительно натуральными веществами и методами. Также органическое земледелие подразумевает отказ от выращивания генетически модифицированных видов.
Лидер среди стран по потреблению органической продукции — США — занимает около 43% рынка. В пятерку лидеров также входят Германия (11%), Франция (9%), Китай (8%) и Канада (3%). На эти страны приходится более 70% рынка органической продукции в мире.

Лидерами же по объему потребления на душу населения считаются страны Евросоюза. Именно здесь люди стремятся добавлять в рацион здоровые продукты и готовы за это переплачивать — аналогичный товар, произведенный традиционным способом, на 30-40% дешевле. По словам экспертов SBS Consulting, потребление еще далеко от насыщения, этот рынок будет расти, так как себестоимость органической продукции будет снижаться.
До 2010 года главным фактором, ограничивающим развитие рынка, был низкий темп ввода земель под органическое земледелие — их просто не было. К 2017 году уже 1,4% всех мировых пашень было отдано под органическое земледелие. В ряде стран доля таких земель достигает 10% от всех сельхозугодий.

Рынок органики в России

Спрос на органическую продукцию в России в разы превышает предложение. Благодаря этому поддерживается и высокая премия к цене: в России она достигает 300%. Основные потребители органических продуктов — это обеспеченные слои населения, готовые переплачивать за «здоровое питание». Поэтому все участники цепочки — от фермеров и импортеров до торговых сетей — остаются в прибыли из-за высокой наценки.

Впоследствии же, уверяют авторы исследования, премия к стоимости будет снижаться из-за роста внутреннего производства, нормализации законодательства и повышения осведомленности граждан об органических продуктах. В перспективе наценка к стоимости продуктов, произведенных традиционным способом, опустится до уровня развитых стран (около 15-50%).

В целом, в России спрос на органическую продукцию растет быстрее общемирового — на 23% в год. Несмотря на такие темпы, на долю органик-продукции в России приходится пока только 0,1% всего продовольственного рынка страны. Как отмечается в исследовании SBS Consulting, только 1% россиян покупают органические фрукты и овощи. Эксперты ожидают, что в дальнейшем эта доля будет расти.

Преимущества органического земледелия в России:

  • органическая продукция обладает высокой маржинальностью;
  • низкая стоимость трудовых ресурсов, благодаря чему отечественные производители могут быть высококонкурентны на международных рынках;
  • в России представлено большое количество недорогих удобрений;
  • логистически Россия находится намного ближе к рынку Европы, чем Китай;
  • Россия обладает высоким экспортным потенциалом — уже сейчас каждый третий производитель является экспортером.
Что сдерживает развитие у нас органического земледелия:
  • высокие риски, связанные с зависимостью урожая от природных условий;
  • массовый спрос на более дорогую продукцию локализован только в развитых странах;
  • необходимость в инвестициях, специальной технике и навыках персонала;
  • нехватка семян и посадочных материалов. В России доля импортных семян для органики составляет 30-90%;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • слабая поддержка со стороны государства.

Одной из проблем рынка органического продовольствия до недавнего времени было отсутствие законодательных норм производства. Без них говорить о рынке как таковом было затруднительно, так как зачастую позиционирующаяся как «био» продукция такой не являлась. В стремлении заработать больше — а как правило, organic-товары могут стоить в 1,5-2 раза дороже — некоторые производители обманывали потребителя, дискредитируя продукцию и добросовестные экохозяйства. В начале августа президент Владимир Путин подписал указ о принятии закона «Об органической продукции», который вступит в силу с 1 января 2020 года.

Переходный период

Документ вводит понятия органической продукции и ее изготовителей и регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации. Также закон дает определение органического сельского хозяйства. В нем уже обозначен перечень требований к выпуску биопродукции, который содержит 11 пунктов. Например, ее можно производить, хранить и перевозить только отдельно от неорганических товаров. Производителям запрещено применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста для животных, гормональные препараты, кроме разрешенных действующими стандартами. Нельзя использовать клонирование и методы генной инженерии, а также трансплантацию эмбрионов в животноводстве. В растениеводстве органическую продукцию будет запрещено выращивать на гидропонике. Также закон запрещает использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению продукции и окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида.

Производители смогут добровольно сертифицировать производство и товары для установления соответствия национальным, межгосударственным и международным стандартам. После этого они смогут использовать маркировку, которая будет отличительным знаком органической продукции. Также закон предусматривает создание общедоступного единого государственного реестра производителей органической продукции, вести который будет Минсельхоз . Документ закрепляет и положение о господдержке производителей органической продукции. «Закон соответствует нашим ожиданиям. Большинство пунктов, обозначенных в нем, приведены в соответствие с мировым органическим законодательством», — констатирует исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Рынок органической продукции — один из самых перспективных, считает исполнительный директор (НСЗ) Михаил Привезенцев. «Новый документ создает прочные правовые условия для этой отрасли в России и защищает ее производителей», — говорит он.

Несмотря на положительные ожидания от принятия закона, пока нет четкого понимания того, как документ на практике повлияет на дальнейшее развитие органического движения, обращает внимание Мироненко. Хотя появление документа является важным шагом для развития экокластера страны, полноценно он будет работать только при наличии всех подзаконных актов и четко выстроенной системы их реализации и контроля, добавляет он. Важным аспектом станет и поддержка отрасли со стороны государства. «Переходный период в полтора года между принятием закона и вступлением его в силу нужен для того, чтобы мы смогли без дополнительных усилий попасть в бюджет госпрограммы поддержки АПК как на федеральном, так и на региональных уровнях, — комментирует эксперт. — Мы знаем, какие меры поддержки нам необходимы, поэтому рассчитываем, что наши пожелания будут учтены как программой развития АПК, действующей до 2020 года, так и новой, которая вступит силу с 2021-го. К тому времени мы поймем, как работает закон, и сможем внести в новую госпрограмму скорректированные предложения».

Переходный период, по словам Мироненко, необходим и для становления сертификационной системы. «В законе написано, что сертификаты производителям должны выдавать аккредитованные в национальной системе аккредитации компании. Пока такое право имеет только Росаккредитация, — знает он. — На процесс аккредитации первой компании — сертификатора на производство биопродукции «Органик Эксперт» понадобилось девять месяцев. Соответственно, минимальный период для аккредитации сертифицирующих организаций составит 6-9 месяцев». Таким образом, до вступления закона в силу на сертификационный рынок могут успеть прийти еще несколько аккредитованных компаний, надеется эксперт.

Кроме того, согласно новому закону, в России должен быть создан и наполнен реестр производителей органической продукции, на что, по мнению Мироненко, потребуется тоже не менее полугода. «В сентябре 2019-го мы уже можем увидеть тестовую версию реестра, у нас будет несколько месяцев, чтобы оценить, как он работает, протестировать его, и с 1 января 2020-го эта база уже будет функционировать в обычном режиме», — рассчитывает он.

Гринвошингу — нет

Если до момента принятия закона участники рынка существовали только де-факто, теперь — и де-юре, подчеркивает Олег Мироненко. Важный момент заключается в том, что со вступлением в силу закона у государства появляются механизмы защиты рынка от «гринвошинга» — недобросовестных производителей, которые называют органической продукцию, которая не является таковой. «Сейчас в административном кодексе есть пункт, который говорит о наказании за введение в заблуждение потребителя, — напоминает он. — Штраф для юридического лица за данное нарушение составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. при первичном уличении. Надо заставить этот пункт работать и в сфере органики: главное — дать Роспотребнадзору механизм для проверки органической полки, и закон вместе с подзаконными актами позволит это сделать», — уверен эксперт.

В России действуют два органических ГОСТа, которые касаются терминов, определений и правил сертификации, отмечает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Кроме того, на территории нашей страны признается межгосударственный стандарт, действующий на уровне ЕАЭС. Для признания европейских и американских стандартов международного уровня необходимо провести работу по гармонизации их с российским ГОСТом. «Есть системы добровольной сертификации, и по нашему закону они как раз должны быть основаны на российском ГОСТе, в противном случае Росстандарт их не примет, — поясняет эксперт. — Прописать документ и утвердить его в органе сертификации — задача хотя и сложная, но решаемая, а вот полноценно проверять производителя могут далеко не все организации». У ряда из них нет для этого ни разрешения, выданного Росаккредитацией, ни технических возможностей, поэтому сертификаты пока выдаются без проверки предпринимателя. Органическое сельхозпроизводство и стандарты, которые приняты в новом законе, подразумевают по крайней мере двукратное прибытие сертифицирующего органа на предприятие и документальный контроль, знает Коршунов. Участники рынка должны показывать само производство, отчитываться об изготавливаемом объеме продукции, демонстрировать, какие технологические средства для этого используют, а не просто получать сертификаты за деньги, добавляет он.

С принятием закона начинает формироваться правовая основа для эффективного производства и реализации органической сельхозпродукции, говорит руководитель направления фермерских продуктов компании «Азбука вкуса» Елена Воронцова. Таким образом, отечественные аграрии выйдут на качественно новый уровень развития, а агросфера станет более интересной для инвесторов. «Закон, безусловно, нужен, так как сейчас на рынке много фальсификата, и документ даст легальную возможность бороться с недобросовестными производителями, которые вводят в заблуждение потребителей», — считает исполнительный директор предприятия «Савинская нива» (производство органической говядины в Калужской области, входит в состав холдинга «ЭкоНива ») Анатолий Накаряков. Пока же попытки избавиться от фальсификата на рынке не особо успешны. Хотя некоторые торговые сети говорят о том, что контролируют экопредприятия, по мнению топ-менеджера, это не то же самое, что вести их мониторинг на уровне государства, и проверяя бухгалтерию, и выезжая непосредственно на поля. Перед появлением органической продукции на полке «Азбуки вкуса» у поставщика всегда запрашивается сертификат, подтверждающий ее биопроисхождение, утверждает Воронцова. «В основном производители работают по стандартам крупных европейских компаний: AB, Ecocert, Kiwa BCS, но есть и российские сертификаты, — рассказывает она. — Маркировка „органик/био“, присвоенная аккредитованным органом по сертификации, подтверждает, что продукция произведена в соответствии с международными требованиями к органическому сельскому хозяйству».

Принятый закон, считает Накаряков, даст возможность предприятиям получать региональную и федеральную поддержку. Но работать он будет только тогда, когда будет полноценно функционировать вся цепочка — от производителя до переработчика и продавцов. «Нет смысла, например, выращивать зерно, когда нет сертифицированных по органическим стандартам пекарен, мукомольных предприятий, нет ритейлеров, которые готовы выделить экопродукцию на полке, — говорит он. — Пока даже крупные сети премиум-класса не ставят органические товары на отдельные стенды, и в итоге они теряются».

Появление закона — следующий шаг в развитии органического производства в России, соглашается с остальными гендиректор агрохолдинга «ТДС-Групп» (Томская область, органическое растениеводство) Станислав Гурьев. «Причем шаг важный и выстраданный. Выстраданный, потому что шли к нему несколько лет, а важный — поскольку не только регулирует многие аспекты органического производства, но и дает регионам „зеленый свет“ на разработку собственных программ развития и выработку мер господдержки с учетом приоритетов на местах», — поясняет он. По мнению топ-менеджера, в число мер поддержки в первую очередь должно входить включение органического производства в приоритеты развития АПК на долгосрочную перспективу. «Это важно для страны как с точки зрения здоровья нации, так и с точки зрения наращивания экспорта агропродукции», — думает Гурьев.

По мнению Анатолия Накарякова из «Савинской нивы», в стране должны появиться магазины, специализирующиеся на реализации группы экологически чистых товаров. Ведь продажа той же органической плодоовощной продукции в сетях по стандартам обязательно требует отдельной упаковки, чтобы потребитель мог отделить ее от других овощей и фруктов и чтобы у продавца не было соблазна их перемешать. При этом потребитель, покупая данную категорию товаров, хочет сам их выбирать из больших коробок, где они продаются на развес. В случае с органической продукцией это можно будет сделать только в специализированных магазинах, которых в России сейчас практически нет.

Что сейчас

Объем российского рынка органической продукции пока небольшой. Официальной статистики нет, но Национальный органический союз в 2017 году оценил его в €160 млн. Из этого объема на долю отечественной биопродукции приходится всего 20%, остальные 80% ввозятся из-за рубежа. Союз органического земледелия называет меньшую цифру — $120 млн, однако подтверждает, что большую часть составляют товары иностранного происхождения.

Производством органической продукции в России занимается менее 1% всех сельхозпредприятий, говорит Воронцова. При этом наш рынок органики сейчас в разы меньше, чем в других странах, обращает внимание она. Мировой оборот таких товаров составляет около $100 млрд. «У нас есть серьезный потенциал по развитию производства и экспорта органических продуктов, — уверена руководитель. — Однако для его раскрытия необходима консультационная работа с предприятиями, нацеленными перейти на производство экопродукции, а также доступность финансов для оснащения хозяйств необходимым оборудованием». В целом же внедрение в сельском хозяйстве органического производства и ресурсосберегающих технологий, включая минимальную и «нулевую» обработку почвы, может дать стимул развитию КФХ и повысить занятость населения в аграрных регионах, добавляет она.

Количество производителей органики до недавнего времени росло крайне медленно — от 5 до 10 предприятий в год, известно Олегу Мироненко. Например, в 2017-м появилось всего шесть новых экохозяйств. Однако в этом году темпы ускорились. Если в апреле, по данным Союза органического земледелия, было всего 70 таких компаний, то к концу лета их число увеличилось до 86.

По наблюдениям эксперта, наиболее активно в органическом направлении в последнее время развивается молочная отрасль. На втором месте находится сектор производства фруктов и овощей. Мясной кластер тоже демонстрирует хорошую динамику роста, причем в основном за счет крупных компаний — таких как «АгриВолга » и «Савинская нива», отмечает Мироненко. Крупяная и зерновая отрасли тоже начинают активизироваться, при этом производители зерна больше ориентированы на экспорт, чем на продажи внутри страны, так как цены, предлагаемые за рубежом, значительно выше внутренних.


Во всем мире доля органики составляет от 5 до 15% от общего предложения тех или иных продовольственных товаров, обращает внимание председатель правления («») Андрей Даниленко. В России доля молочной экопродукции пока мизерная — значительно меньше 1%, но после вступления в силу закона она будет расти более активно, считает он. У отечественных производителей, работающих в данном сегменте, есть и хорошие возможности выйти на экспорт. Например, в большом количестве органическую молочную продукцию покупает Китай, знает эксперт. «В России очень хорошая экология, но стоит понимать, что необходимо позиционировать нашу страну на международных рынках именно как благоприятный в этом смысле регион, тогда и спрос будет расти», — думает Даниленко. Сейчас в органическом сегменте в основном изготавливают базовые продукты — питьевое молоко, творог, сметану. Такие тенденции сохранятся и в дальнейшем: ниша будет развиваться именно за счет увеличения объемов выпуска традиционных товаров. «Но в любом случае это более дорогой продукт, следовательно, он не будет по карману всему населению», — отмечает эксперт.

В общепринятой мировой практике органическое производство — в основном удел небольших предприятий, рассказывает Привезенцев. Для них это возможность не просто выживать, а полноценно конкурировать с агропромышленными гигантами за счет высокого качества продукции. «В России же органическим производством нередко занимаются именно агрохолдинги, потому что у маленьких компаний нет достаточного количества ресурсов для того, чтобы перестроить свою работу», — комментирует он. По словам эксперта, только процесс подготовки почвы для перехода с индустриального на органическое производство занимает минимум три года. На Западе часть рисков, связанных с неурожаем, а также с расходами на переходный период (по правилам, он составляет 24 месяца, в течение которых землю восстанавливают после использования пестицидов и химикатов), берет на себя государство. Там фермерам предоставляют субсидии на гектар или на голову животного или вовсе возмещают затраты на сертификацию, знает Привезенцев. «Только принятие подобных мер поддержки в России сможет сделать процесс перехода на биопроизводство, в том числе малых хозяйств, более массовым», — уверен он.

Без господдержки органическому сектору действительно очень трудно выжить, соглашается бывший гендиректор органической компании «ЭкоРос» Андрей Колмаков. «Инвестировать в строительство тепличного комплекса на 30 га для производства органических овощей в Тверской области мы начали в 2010 году, но в 2014-м проект пришлось приостановить, так как поддержки от государства не было никакой», — утверждает он. Когда новый закон заработает, инвестор может возобновить его строительство, полагает Колмаков, ведь проект был, по его мнению, «действительно интересный и прибыльный». «Основные агрокультуры, которые мы собирались выращивать по голландской технологии без применения запрещенных в органическом земледелии удобрений, — помидоры и огурцы, а также баклажаны, кабачки, зелень. На томате получалось бы четыре урожая в год, на огурце — до пяти, 115 кг/м² ежегодно», — рассказывает он. Предполагалось, что урожайность будет высокой за счет использования органических удобрений. Рядом с теплицей, согласно плану, должен был находиться комплекс по выращиванию рыбы на 300 т в год, и та вода, в которой она живет, применялась бы для полива.


«Первая экоферма Кубани»

Терминологический аспект

До принятия закона в России не было единой терминологии для определения экологически чистой продукции. Для ее обозначения применяли три понятия: «эко», «био» и «органик». Олег Мироненко из Национального органического союза объясняет, что, согласно определению IFOAM, эти определения в мире равноценны, но на практике в одной стране не могут действовать три понятия одновременно, для каждого государства установлено одно. В стандартах всех англоязычных стран или государств, где английский является вторым языком, например в Индии и Китае, применяется термин «органик», знает эксперт. Исключение составляет европейское законодательство, отработанное для всех стран Евросоюза. В данном стандарте написано, что понятия «эко», «био» и «органик» тождественны, но при этом к закону есть приложение, которое за каждой страной закрепляет определенное название. В связи же с тем, что ЕС — это один рынок с единым движением продукции, все товары, поступающие, например, из Германии с маркировкой «био» и «эко» на полки итальянских магазинов, закрепляются там как «органик».

В российском законе тоже закреплено название «органик», и теперь встает вопрос о взаимопризнании нашей терминологии другими странами. «Как только мы подпишем соглашение, например, с ЕС о признании нашими странами стандартов друг друга, то сделаем дополнение в наш документ о том, что продукция из европейских государств с названиями „эко“ и „био“ соответствует российскому „органик“. И тогда введем эквивалентность всех трех понятий на территории России», — говорит Мироненко.


Рынку есть куда расти

Практически все эксперты и участники рынка уверены, что вступление закона в силу будет способствовать росту производства органической продукции в России. Однако сам по себе закон лишь запускает развитие отрасли. В одном из пунктов документа прописано, что в секторе должна быть господдержка, рассказывает Олег Мироненко. «Если она будет в необходимом объеме, то мы увидим всплеск производства, как это было в странах Европы начиная с 1992 года», — считает он. Хотя даже если государство обозначит свою поддержку лишь на словах, рынок тоже будет развиваться, хотя и более медленными темпами, думает эксперт.

При населении России в 144 млн человек 86 производителей органической продукции — это очень мало, отмечает Мироненко. «В той же Литве живет около 3 млн человек, на которых приходится 2,4 тыс. производителей экопродукции, — знает он. — При ежегодном росте в 10 предприятий мы только через 200 лет сможем догнать наших соседей, а для того, чтобы приблизиться к передовым органическим странам, нам нужно достичь динамики роста минимум в 200-300, а лучше — в тысячу компаний за год». И это реально, полагает эксперт. Например, Германия с конца 1990-х прирастала по числу производителей и переработчиков органической продукции от 500 до тысячи предприятий ежегодно. Теперь страна является второй в мире по объему потребления экотоваров (около €9 млрд), а делает их на €1,8 млрд, используя под производство всего чуть более 1 млн га. «В нашей стране 34 млн га свободных пахотных земель, из которых 12 млн га можно ввести под органическое производство достаточно быстро», — говорит Мироненко. После принятия закона количество сертифицированных производителей органической продукции в России должно увеличиться минимум до полутора-двух тысяч, а доля органики от общего производства сельхозпродукции — до 5-6%, как на Украине, считает Коршунов.

По данным НСЗ, в настоящий момент в России около 250 тыс. га земель сельхозназначения сертифицированы как органические по международным стандартам, что составляет меньше процента от общей площади пашни страны. Более трети сертифицированных органических сельхозпроизводителей работают в сфере растениеводства. Среди производимых продуктов востребованы такие агрокультуры, как пшеница, ячмень, рожь, соя, рапс, горох. «Но мы могли бы также выращивать кукурузу, подсолнечник, гречиху, просо и т. д.», — обращает внимание Привезенцев.

«ТДС-Групп» по органическим стандартам Евросоюза и США уже выращивает пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, рапс и масличный лен, осваивает производство сои, кукурузы и ряда других агрокультур. Особых визуальных отличий органической продукции от выращенной по интенсивной технологии нет, отмечает Гурьев. «Принципиальная разница в том, что наши продукты не содержат пестицидов, поскольку при их выращивании не применяется ни „химия“, ни минеральные удобрения», — добавляет он. Сейчас биотовары компании отгружаются только на экспорт — в ЕС и США.


Доля России на мировом рынке всей органики крайне мала — 0,15%, продолжает Привезенцев. Во многом это объясняется и тем, что 95% российских инвестиций в этот сектор — частные, государство в становлении данного направления сельского хозяйства практически не участвует. Для того же, чтобы органическое производство было устойчиво, оно должно занимать как минимум 10-15% рынка. «Потребление экопродуктов у нас растет неплохими темпами, и для того, чтобы привести ситуацию на рынке в порядок, мы должны увеличивать количество сертифицированных предприятий на несколько сотен в год», — соглашается эксперт с Мироненко.

По мнению исполнительного директора Михаила Глушкова, у России есть «безграничные возможности» по выращиванию органических плодов и овощей ввиду большого количества свободной пашни, потенциально пригодной для такого производства. «При этом мы должны понимать, что сельхозпроизводство — это прежде всего бизнес, основная цель которого — извлечение прибыли. При выращивании органической продукции значительно снижается урожайность и валовый сбор, что повышает себестоимость, — напоминает он. — Все эти расходы должны быть компенсированы высокой оптовой стоимостью биотоваров и значительным спросом на них со стороны покупателей, чего пока на рынке не наблюдается из-за низкой покупательной способности большей части населения».

Потенциал внутреннего потребления органической продукции Олег Мироненко оценивает на уровне €4-5 млрд. Однако важную роль будет играть цена на полке, вторит он Глушкову. «Если нам удастся добиться такой разницы в стоимости органической и неорганической продукции, как, например, в Финляндии, где она, в частности, на молоко составляет порядка 15%, то значительная доля городского населения купит этот продукт, — полагает он. — Однако если этот показатель будет более 30%, покупательская аудитория резко снизится. Но тем не менее 10% населения страны все-таки купят органический товар, который будет дороже обычного даже на 50-70%». При нынешней ситуации, когда разница в цене между экологически чистой и традиционной продукцией составляет в среднем от 100 до 200%, покупать органику смогут менее 1% населения, и она будет доступна только для элиты, добавляет эксперт.

Продвижение экотоваров на экспорт может идти по двум основным направлениям: в страны ЕАЭС и Европы. Для активного выхода на европейский рынок необходимо решить вопрос взаимопризнания действующих стандартов, обращает внимание Мироненко. По мнению Накарякова, уверенности в том, что закон придет в гармонизацию с европейскими стандартами, пока нет. Если этого не случится, то производителям, которые хотят работать и на российском, и на европейском рынках, придется сертифицироваться по обоим стандартам. «Савинская нива» сейчас сертифицирована по той же системе, что и основной покупатель ее продукции — немецкое предприятие Hipp, производство которого, хотя и находится в Калининградской области, работает по европейским нормам. В этом году предприятие «ЭкоНивы » прошло сертификацию по российскому органическому ГОСТу, в планах компании поставлять продукцию в розничные сети страны.

В ноябре прошлого года на Всемирном конгрессе органического движения в Индии было озвучено, что в ближайшее время глобальному рынку потребуется органической продукции на €130 млрд, напоминает Мироненко. «Вопрос о том, кто будет обеспечивать мир биопродовольствием, остается открытым: Европа исчерпала возможности производства органики у себя, соответственно, остается Латинская Америка, часть Африки, небольшая территория в Азии и страны бывшего СССР. Но такого потенциала, как Россия, не имеет никто», — считает он. Однако эксперт подчеркивает, что внешние рынки сейчас готовы в основном закупать в нашей стране сырье, а не конечную продукцию, и изготавливать товары с добавленной стоимостью у себя. Так, зерна и непереработанных овощей Россия может продать много — на сумму до €10-15 млрд, но, чтобы оставить маржу у себя, страна должна быть заинтересована в реализации продукции глубокой переработки. Пока же выпускать готовые экопродукты производителям было невыгодно, так как любой недобросовестный предприниматель мог назвать себя органическим, купить сертификат по любой системе добровольной сертификации и продавать свою продукцию, в том числе через сети, добавляет Коршунов. Новый закон должен решить эту проблему, верит он.

Себестоимость биопродуктов выше

Более высокая цена экопродуктов обусловлена более высокой себестоимостью. Например, производство экологически чистой говядины затратнее, чем обычной, так как привесы животных на откорме получаются меньше. «В органическом животноводстве при работе с КРС существует требование, что рацион скота должен полностью состоять из кормов собственного производства, тогда как при откорме по интенсивной технологии используются высокобелковые жмыхи и шрота, — рассказывает Анатолий Накаряков из «Савинской нивы». — Сбалансировать состав корма так, чтобы были соответствующие уровни привесов, нелегко, ведь экологически чистых жмыхов и шротов на российском рынке нет из-за того, что органическое кормопроизводство у нас не развито, поэтому животным не хватает белка». В Калужской области, где работает компания, не растут ни кукуруза, ни рапс, ни бобовые, кормление которыми дает хорошие привесы. Предприятие имеет лишь небольшие посевы гороха. В итоге затраты на содержание животных получаются выше, поэтому и себестоимость органической говядины на 30-40% больше, чем произведенной интенсивным способом.

В Калужской области производством мраморной говядины и овощей на базе собственного агрокомплекса занимается и «Азбука вкуса». Предприятие работает по стандартам, максимально приближенным к требованиям органического производства. В среднем затраты при производстве органической продукции выше на 30%, чем при интенсивной технологии, подтверждает Елена Воронцова. «Сюда входит не только оборудование и стоимость сертификации, но и большая доля ручного труда, затраты на семена, также стоит учитывать, что показатели урожайности и продуктивности при органическом способе производства ниже, чем при использовании промышленных технологий», — подчеркивает она.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Как составить смету на строительство и ремонт?
Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов