Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сметная прибыль назначение и порядок определения. Что такое накладные расходы в смете? Что такое сметная прибыль в смете? По актуальному уровню цен

Порядок определения сметной прибыли определен в "Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001", утв. Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 (далее — Методические указания). Применяется при расчете смет для начальной цены в строительстве, при этом Методические указания применяются как при разработке тендерной документации, так и при установлении договорных цен на строительство.

Что такое сметная прибыль

При составлении смет на строительство просчитывается и сметная прибыль, которая не является себестоимостью работ и предназначена для дальнейшего развития производства. Также она может использоваться для выплат и иного материального стимулирования работников, например организации досуга.

Норматив учитывает затраты на:

  • дальнейшее развитие производства (реконструкция и модернизация оборудования и других основных средств);
  • налоги (налог на прибыль, на имущество);
  • финансовое стимулирование персонала, например выплаты материальной помощи, в том числе и для погашения ипотеки, а также иные виды выплат, не связанные с оплатой труда; - оплата путевок на лечение и отдых, продажа товаров, оказание работ и услуг по льготным ценам, оплата занятий в спортивных секциях, билеты в театры, на спортивные мероприятия и другие выплаты;
  • помощь учебным организациям, оказание им безвозмездных услуг.

Базой для расчета сметной прибыли является сумма оплаты труда рабочих — строителей, механизаторов, указанная в смете. Расчет сметной прибыли согласно п. 1.5 Методических указаний производится исходя из:

  • общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;
  • нормативов по видам строительных и монтажных работ;
  • индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Какой вид нормативов применять, решают заказчик и подрядчик самостоятельно.

Нормативы сметной прибыли

Общеотраслевые нормативы приведены в разд. 2 Методических указаний и составляют:

  • 65% от фонда оплаты труда рабочих (ФОТ) для строительно-монтажных работ;
  • 50% от ФОТ для ремонтно-строительных работ.

По видам строительных и монтажных работ нормативы указаны в Письме Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 , при этом в отношении строительных и монтажных работ норматив может колебаться от 40% до 100 % ФОТ, например, при пусконаладочных работах норматив составляет 40%, а при работах по озеленению - 90%. В перечне строительных и монтажных работ указано 49 видов работ, в некоторых видах с детализацией в зависимости от вида выполнения работ.

Отдельно выделены ремонтно-строительные работы, и также разброс нормативов достаточно значителен - от 80% ФОТ при ремонте перекрытий до 50% ФОТ при штукатурных, малярных и других работах, а также 45% при ручном способе выполнения земляных работ.

В отношении этих видов работ также установлен понижающий коэффициент для организаций, применяющих УСН, который составляет 0,9.

При расчете индивидуальных нормативов учитываются затраты, которые являются базой для определения норматива, и на основании показателей, характеризующих конкретного подрядчика, проводится расчет.

Так, при определении средств на реконструкцию и модернизацию основных средств учитываются состояние основных средств (коэффициент износа, обновление и выбытие и т.п.), а также доля активной части основных средств.

Индивидуальный норматив рассчитывается исходя из определенного для подрядчика размера прибыли, деленного на средства, заложенные в составе прямых затрат для оплаты труда рабочих.

МДС 81-25.2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по определению величины сметной прибыли в строительстве


Дата введения 2001-03-01


РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И.Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П.Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М.Хайкин, И.Г.Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве "Кубаньстройцена" (И.А.Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А.Степанов - руководитель, Г.А.Шанин, Т.Л.Грищенкова, В.В.Сафонов, А.В.Белов) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001 постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15 .

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


"Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001" (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" , Налоговом кодексе Российской Федерации , Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации N 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. N 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000 N ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

- инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

- подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

- проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

- отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

- расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

- материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

- организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в "Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99 ", приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

- общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

- нормативов по видам строительных и монтажных работ;

- индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в Приложении 3.

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчете индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчетности и бухгалтерского учета.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчетов подрядных организаций, осуществляемых путем калькулирования по статьям затрат, приведенным в п.1.2.

3.2. При определении размера средств по статье "Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов" следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие, коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчетом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учета расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3. Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

- расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

- материальная помощь (в т.ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

- выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

- оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определенные в соответствии с п.п.3.2., 3.3., начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Налог на прибыль определяется в соответствии с расчетными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6. Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах, используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7. Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:

Где: - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

Размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс.руб.;

Величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс.руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2. Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3. При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии "проект":

Где: - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

Величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

- общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

- норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;


4.4. При применении базисно-индексного метода величина сметной прибыли определяется по формулам:

на стадии "проект":

на стадии "рабочая документация":

____________
* Формула соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

Где: - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

И - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс.руб.;

- индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

- общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациями или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Сметная прибыль представляет собой ту часть стоимости строительных работ, которая не относится на себестоимость. Это средства, нужные для возмещения расходов подрядчика, выплаты вознаграждений работникам.

Понятие сметной прибыли

Сметная прибыль представляет собой сметный доход субъекта с учетом вычета себестоимости работ. Средства направляются на:

  • Возмещение трат на развитие фирмы.
  • Выплату зарплаты сотрудникам.
  • Улучшение социальной сферы.

Размеры сметной прибыли определяются при заключении каждого нового контракта. Она может устанавливаться в ходе переговоров фирмы и заказчика. В СП не входят накладные (то есть непрямые или непредвиденные) расходы организации. В статье 709 ГК РФ указано, что СП считается вознаграждением подрядчика.

Сметная прибыль определяется в процентах в рамках законодательной нормы. База для расчетов – зарплата сотрудников. Она должна составлять не менее 65% от СП. При расчетах также нужно учесть среднюю стоимость работ, нормы самой компании. При расчете СП нужно принимать во внимание соответствующие Методические указания (МДС 81-25.2001).

Что входит в состав сметной прибыли

В структуру СП включены эти направления расходов:

  • Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
  • Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
  • Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
  • Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.

К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.

Что не входит в сметную прибыль

Не все направления расходов могут быть учтены при определении СП. Это траты, не относящиеся к производственной деятельности фирмы:

  • Благотворительные мероприятия, траты на пожертвования.
  • Совершенствование социальных условий.
  • Платежи в избирательные фонды.
  • Перевод премии сотрудникам, которые не заняты в главном производстве.
  • Финансирование дополнительных отпусков.
  • Единовременные платежи при выходе сотрудников на пенсию, пенсионные надбавки.
  • Компенсация питания персонала.
  • Покупка проездных билетов.
  • Траты на периодические журналы.
  • Компенсация трат на командировки.
  • Компенсация расходов на работу вахтовым методом, труд разъездного характера.
  • Дополнительное страхование сотрудников.
  • Траты на создание совместных предприятий.
  • Расходы на создание и распространение ценных бумаг.
  • Финансирование учебных заведений и вышестоящих субъектов, которые находятся на балансе предприятия.
  • Взносы за превышение вредных выбросов.
  • Траты на выплату кредитов, ссуд (вместе с процентами сверх ставки ЦБ).
  • Частичная оплата кредитов сотрудников на покупку домашней мебели.
  • Траты на содержание сельскохозяйственных подразделений, находящихся на балансе фирмы.
  • Прочие расходы из собственных ресурсов субъекта.

В смету не включаются также траты на поддержание инфраструктуры компании:

  • Финансирование социальных объектов, находящихся на балансе фирмы.
  • Траты на строительство своих объектов производственного и непроизводственного характера.

Это также расходы подрядчика, однако они не относятся к конкретному проекту.

Если строительные работы финансируются из государственного бюджета, структура сметной стоимости формируется из этих составляющих:

  • Заданные нормативы по трудоемкости строительных работ, по транспортным расходам.
  • Средняя стоимость строительных материалов и инструментов.
  • Единые нормативы накладных трат и СП, выраженные в процентах.
  • Индексы пересчета цены.

Также в структуру могут входить и прочие составляющие.

Нормативы сметной прибыли

Нормативы СП приведены в соответствующих методических указаниях. В частности, это Методические указания по расчету сметной прибыли МДС 81-25.2001, утвержденные Постановлением Госстроя №15 от 28 февраля 2001 года. Они должны обязательно использоваться субъектами, реализующими проекты за счет средств из этих источников:

  • Бюджет страны.
  • Федеральный бюджет.
  • Государственные кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
  • Внебюджетные источники.

Вычисление норматива СП выполняется в процентах от ФОТ работников и механизаторов при текущих ценах.

Нормативы подразделяются на эти разновидности:

  • Аналогичные для всей строительной деятельности и актуальные для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ норматив составляет 65% от ФОТ работников в структуре прямых трат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных – 50%.
  • Разделенные по направлениям работ. Эта форма норматива установлена в приложении 3 к Методическим указаниям. Становится она актуальной на этапе подготовки документации.
  • Индивидуальные для определенных подрядчиков. Этот норматив не актуален для фирм, использующих средства федерального бюджета.

Процентная ставка к ФОТ по направлениям работ устанавливается федеральными и местными центрами по ценообразованию в строительной сфере. Иногда подрядчики могут использовать понижающие коэффициенты. Стороны строительного контракта имеют равные права при подборе расчетного норматива.

Норматив СП при составлении сметы по строительному проекту начисляется в зависимости от методики установления сметной стоимости строительного материала, стадий проектирования. Начисление выполняется на этих этапах:

  • Формирование внутренних сметных расчетов. При этом не нужно формировать разделы в завершении документа.
  • Создание сметы по разделам в завершении каждого из них.

Строительные работы могут осуществляться ИП или ФЛ. При этом оформляется соглашение о бытовом и строительном подряде. Размер сметной прибыли устанавливается с учетом индивидуальной нормы. Последняя должна быть согласована с заказчиком.

Сметная прибыль в строительной сфере: формулы и расчеты

Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.

Индивидуальный норматив определяется по этой формуле:

Формула эта включает в себя такие показатели:

  • Ни – норматив индивидуальной прибыли, выраженный в процентах.
  • Пп – объем прибыли, установленный для подрядчика с помощью индивидуального расчета (выражается в тысячах рублей).
  • З – размер ФОТ рабочих (механизаторы и строители) в структуре прямых сметных трат (выражается в тысячах рублей).

Если локальный сметный расчет не подразделен на отдельные разделы, начисление СП выполняется в завершении всего расчета. Если смета подразделена на главы, начисление производится под каждой главой в завершении сметы.

К СВЕДЕНИЮ! Строительная норма прибыли определяется в соответствии с разным порядком. Все зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадии формирования проекта документации.

По актуальному уровню цен

Первая стадия – это стадия «Проект»:

Вторая стадия – это стадия «Рабочие документы»:

  • П – объем сметной прибыли в тысячах рублей;
  • З – размер ФОТ сотрудников в структуре прямых затрат сметы в тысячах рублей;
  • Нз – общеотраслевая норма СП, определенная к ФОТ сотрудников в составе прямых трат;
  • Нcni – норматив СП по определенному виду работ, которые даны в приложении №3 МДС 81 (выражается в процентах);
  • N – общий объем видов работ на объекте подряда.

Расчеты обычно производятся обычно самим подрядчиком.

Базисно-индексный метод

Сначала идет стадия «Проект»:

Потом идет стадия «Рабочая документация»:

В формуле используются эти значения:

  • Зб – размер сотрудников в структуре прямых трат сметы, сформированных с использованием нормативов и цен базисного уровня (в тысячах рублей;.
  • Зci и Зmi – сметные размеры оплаты работы сотрудников, суммарные по определенному направлению планируемых работ (в тысячах рублей);
  • Иот – индекс нынешнего уровня ФОТ по отношению к показателю ФОТ, учтенного ставками базисного уровня и нормативами;
  • N – полное число видов исполняемых работ в рамках актуального проекта.

Все расчеты оформляются в виде определенной таблицы.

Усредненная структура сметной прибыли

Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться.


Государственный комитет российской федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


МДС 81-25.2001
Москва 2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) /Госстрой России/ Москва 2001г. - 15стр.

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве «Кубаньстройцена» (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов - руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15.

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 №БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящий нормативно-методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстроя России.

© Госстрой России


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................................................ 5

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ 5

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ.... 6

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.................................................................................................................................................... 7

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ 8

Приложение 1 Перечень законодательных и нормативных документов,

Использованных при подготовке «Методических указаний

По определению величины сметной прибыли в строительстве»...................................... 10

Приложение 2 Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли......................... 13

Приложение 3 Нормативы сметной прибыли

По видам строительных и монтажных работ....................................................................... 15

ВВЕДЕНИЕ

«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША‑681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

Инвесторами (заказчиками-застройщи-ками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

Подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

Проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99», приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщи- ком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчётов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчётах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в приложении 3.

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усреднённых нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА

СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчёте индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчётности и бухгалтерского учёта.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчётов подрядных организаций, осуществляемых путём калькулирования по статьям затрат, приведенным в п. 1.2.

3.2. При определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие, коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчётом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учёта расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3. Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

Расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

Материальная помощь (в т. ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

Выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищ-ных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определённые в соответствии с п.п. 3.2., 3.3., начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Налог на прибыль определяется в соответствии с расчётными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6. Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7. Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:


где: Ни – норма индивидуальной прибыли, в процентах;

Пп – размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З – величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2. Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3. При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии «проект»:



где: П – величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З – величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Нз – общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н cni – норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;

4.4. При применении базисно-индекс-ного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:

на стадии «проект»:


на стадии «рабочая документация»:


где: Зб – величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

Зci и Зmi – суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс. руб.;

Иот – индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n – общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ

СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее – Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2, п.3) в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1


Перечень законодательных и нормативных документов,

использованных при подготовке «Методических указаний

по определению величины сметной прибыли в строительстве»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-Ф З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3824; 1999, №2 8, ст. 3487; 2000, №2, ст. 134).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3825; 1999, №28, ст. 3488; 2000, №32, ст. 3341).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ <О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах> (собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №32, ст. 3341).

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 <О дорожных фондах в Российской Федерации> (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №44, ст. 1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №37, ст. 102; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №29, ст. 3010; 1995, №26, ст. 2402; №35, ст. 3503; 1996, №1, ст. 4; 1997, №22, ст. 2545; 1998, №13, ст. 1473; №26, ст. 3013; 1999, №1, ст. 1; №7, ст. 879; №16, ст. 1930; №18, ст.2221).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 <О налоге на имущество предприятий> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №12, ст. 599; №34, ст. 1976; 1993, №4, с т. 118; №25, ст. 905; собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №18, ст. 1590).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 <Об основах налоговой системы в Российской Федерации> п. 2 статьи 18 и статьи 19,20,21 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №11, ст. 52; №34, ст. 1976; 1993, №4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3593; 1998, №31, ст. 3816, 3828; №43, ст. 5213; 1999, №1, ст. 1; №7, ст. 879; №25, ст. 3041; №28, ст. 3475; 2000, №32, ст. 3341).

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №11, ст. 525; №34, ст. 1976; №4, ст. 118; <Российская газета>, 1993, 3 ноября, №205; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №27, ст. 2823; №29, ст. 3010; №32, ст. 3304; 1995 , №18, ст. 1592; №26, ст. 2402, 2403; №49, ст. 4695; 1996, №1, ст. 4, 20; №51, с т. 5682; 1997, №3, ст. 357; 998, №47, ст. 5702; 1999, №2, ст.237; №10, ст. 1162; №14, ст. 1660; 2000, №32, ст. 3341).

8. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ <О минимальном размере оплаты труда > (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №26, ст. 2729).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 <Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли> (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, №9, ст. 602 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №27, ст. 2587; №28, ст. 2686; №48, ст. 4683; 1996, №43, ст. 4924; №49, ст. 5557; 1998, №2, ст. 260; №22, ст. 2469; №37, ст. 4624; 1999, №29, ст. 3757; 2000, №23, ст. 2431).

11. Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 < О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций>.

12. Письмо Госналогслужбы России от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 <О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций>.

13. Письмо Госналогслужбы России от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций>.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина России от 24 июня 1997 г. № 04-02-1 4 <О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль>.

15. Письмо Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 <Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли> (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС России от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 <О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности>.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2000 г. № 04 -02-05/2 <О налогообложении курсовых и суммовых разниц>.

18. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" ПБУ 1/98>

19. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" ПБУ 4/99>.

20. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н <Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской федерации>

21. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н <О формах бухгалтерской отчётности организаций>.

22. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" ПБУ 9/99> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" ПБУ 10/99> (с изменениями и дополнениями о т 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" ПБУ 5/98> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/97> (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000>.

27. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 <О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий> (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС России от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 <О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий>.

29. Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 <О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды>.

30. Приказ МНС России от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 <О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, по ступающих в дорожные фонды>.

31. Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992, №10, ст. 726; 1995, №3, ст. 190).

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды России от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 <Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды> (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 <О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охра не окружающей природной среды" (вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, №3; 2000, №6).

Приложение 2


Затраты, не учитываемые в нормативах
сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

Благотворительные взносы;

Развитие социальной и коммунально–бытовой сферы;

Добровольные пожертвования в избирательные фонды;

Премирование работников непроизводственной сферы;

Оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

Выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

Компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

Оплату проездов в транспорте общего пользования;

Возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

Оплату подписки на газеты и журналы;

Оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

Страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

На создание совместных предприятий;

Покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

Погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учётной ставке Центрального банка России);

Частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Другие расходы, производимые за счёт собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда, а также покрытие расходов при долевом участии организаций;

Сметная прибыль в строительстве - это средства, предусмотренные в сметах на строительный подряд и предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производственных мощностей и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является вознаграждением подрядчика — статья 709 Гражданского кодекса РФ. Ее размер определяется на уровне необходимых затрат для расширения воспроизводства строительных предприятий региона и устанавливается для каждой конкретной организации индивидуально по результату обоснования контрактной (договорной) цены строительства. Сметная прибыль — это часть стоимости строительных работ и продукции, не относящаяся на себестоимость.

Для расчета сметной прибыли следует руководствоваться Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).

Нормативы сметной прибыли

Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России выполняет функцию общего методического руководства и контроля над подготовкой отраслевых нормативов сметной прибыли, а также нормативов по видам работ, которые разрабатываются специальными организациями.

Все проекты нормативов проходят рассмотрение в Межведомственной комиссии по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России. Организации-разработчики, учитывая замечания МВК, корректируют нормативы и передают их на экспертизу в Управление ценообразования.

Нормативы бывают трех видов (на их основе и определяется сметная прибыль):

  • Общие для строительной отрасли и устанавливаемые для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ — 65% от фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных — 50%.
  • Разделенные по видам работ. Этот вид нормативов определен в приложении 3 к Методическим указаниям МДС 81-25.2001 и применяется на стадии подготовки рабочей документации.
  • Индивидуальные для конкретных подрядных предприятий. Этот вид нормативов не применяется для подрядчиков, осуществляющих работы за счет средств федерального бюджета.

Процентная ставка к фонду оплаты труда рабочих по видам работ определяется федеральными и территориальными центрами по ценообразованию в строительной отрасли и с выходом новых нормативных актов подвергаются официальной корректировке (в том числе возможно применение понижающих коэффициентов с 01.01.2011 — 0,8 для всех и 0,9 — для упрощенной системы налогообложения). Самостоятельно при заключении договоров подряда вносить в них изменения запрещено.

Стороны заключаемого договора подряда имеют равные права при выборе вида подходящего расчетного норматива.

Расчет индивидуального норматива сметной прибыли

Индивидуальные нормативы прибыли разрабатываются в том случае, если общеотраслевые нормативы и нормативы по видам работ не покрывают издержек подрядчика на развитие производства и материальное стимулирование работников. Как правило, расчет ведется силами подрядчика и проходит согласование и необходимую экспертизу у инвестора (заказчика). В случае возникновения разногласий подрядчик вносит предложенные инвестором корректировки и отправляет расчет на повторное согласование.

Также расчет может выполняться региональным центром по ценообразованию в строительной отрасли или проектными организациями на основании договоров на выполнение этой работы.

Расчет индивидуального норматива выполняется по формуле:

Ни — норматив индивидуальной прибыли, процент;

Пп — размер прибыли, определенный для подрядной организации индивидуально по расчету, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых сметных затрат, тыс. руб.

Начисление сметной прибыли при разработке документации

В том случае, если локальный сметный расчет не разбит на отдельные разделы, начисление сметной прибыли производится в конце всего расчета. Если же смета разбита на главы, то начисление выполняют под каждой главой и в конце сметы, как итого.

Норма прибыли в строительстве подсчитывается в разном порядке в зависимости от способа вычисления сметной стоимости продукции строительного производства и стадии разработки проекта документации:

По текущему уровню цен

Стадия «Проект»

Стадия «Рабочая документация»

П — размер сметной прибыли, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, тыс. руб.

Нз — общеотраслевая норма сметной прибыли, установленная к фонду оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых затрат;

Н cni — норматив сметной прибыли по i-му виду работ, приведенных в приложении № 3 МДС 81-25.2001, в процентах;

n — общее количество видов работ на объекте подряда.

Базисно-индексный метод

Стадия «Проект»:

Стадия «Рабочая документация»:


Зб — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, составленной с применением сметных нормативов и цен базисного уровня, тыс. руб.;

Зci и Зmi — сметные величины оплаты труда рабочих, суммарные по i-му виду планируемых работ, тыс. руб.;

Иот — индекс текущего уровня ФОТ по отношению к уровню ФОТ, учтенного сметными нормативами и ставками базисного уровня;

n — полное количество видов выполняемых работ на данном объекте.

Что не учитывается в составе сметной прибыли

Согласно Методическим указаниям некоторые виды затрат не учитываются при расчете величины сметной прибыли. Эти затраты сгруппированы в три категории: не принадлежащие производственной деятельности предприятия, относящие к пополнению оборотных средств, направленные на поддержание инфраструктуры предприятия.

Затраты на пополнение оборотных средств

Эти затраты должны быть предусмотрены при заключении договоров подряда, в которые должны быть включены пункты, относящиеся к приобретению необходимых материалов в кредит или выплата аванса.

Затраты, не относящиеся к производственной деятельности подрядной организации

  • благотворительность;
  • улучшение социальных и коммунально-бытовых условий;
  • пожертвования и взносы в избирательные фонды;
  • выплата премия работникам, не связанным с основным производством;
  • оплата дополнительных отпусков;
  • единовременная помощь при уходе работников на пенсию, а также различные надбавки пенсионерам;
  • компенсация питания работников;
  • оплата проездных документов (за общественный транспорт);
  • расходы на периодические печатные издания;
  • оплата командировочных расходов и расходов, связанных с выполнением работ вахтовым методом или с разъездным характером работ, сверх установленных нормативов;
  • дополнительное страхование работников (за исключением обязательных социальной и медицинской страховки);
  • расходы на организацию совместных предприятий;
  • затраты на выпуск и распространение ценных бумаг;
  • затраты на содержание вышестоящих организаций и учебных заведений собственной балансовой принадлежности;
  • платежи за превышение выбросов загрязняющих веществ;
  • расходы на оплату кредитов и ссуд, в том числе и процентов, сверх учетной ставки Центробанка РФ;
  • безвозмездная частичная оплата жилищных кредитов работников, в том числе и кредитов, направленных на приобретение домашней мебели и утвари;
  • расходы на содержание собственных сельскохозяйственных подразделений;
  • другие расходы из собственных ресурсов предприятия.

Затраты, направленные на поддержание инфраструктуры организации

  • оплата нужд социальных объектов балансовой принадлежности предприятия;
  • расходы на строительство производственных и непроизводственных объектов.

Что учитывается в составе сметной прибыли

В составе сметной прибыли должны быть учтены следующие расходы:

  • Модернизация и переоборудование объектов, относящихся к основному фонду предприятия и влияющих на рост производства. Примечание: Для расчета по этому пункту используют данные из инвестиционного бизнес-плана развития предприятия-подрядчика и бухгалтерский учет расходов по этой статье за прошедший период. Также следует проанализировать имущественное состояние подрядчика (доли основных и активной части основных средств) и действительно положение дел с основными производственными фондами (вывод из эксплуатации и обновление, износ оборудования, собственные оборотные средства).
  • Оказание материального стимулирования работников — выплата финансовой помощи, оздоровительные мероприятия для работников, не связанных с основным производством; Примечание: Расходы по этому пункту обязательно должны быть отражены в приложении к бухгалтерскому балансу за прошедший период. Также в приложении должны быть следующие непроизводственные расходы (при наличии) с указанием единого социального налога:
    • оплата путевок на санаторно-курортное лечение, спортивных абонементов, билетов на культурно-массовые мероприятия;
    • дополнительные вознаграждения, не предусмотренные в контрактах и трудовых договорах работников;
    • расходы на оказание материальной помощи работникам, участвующих в программах ипотечного кредитования;
    • расходы на оказание помощи работникам на индивидуальное жилищное строительство;
    • расходы, возникающие при предоставлении работникам предприятия товаров и услуг по льготным ценам.
  • Безвозмездная помощь учебным заведениям, не находящимся на балансе строительной организации. Примечание: Данный пункт должен быть подтвержден в бухгалтерском балансе.
  • Налоговые выплаты: на прибыль организации, на имущество, отдельные региональные и местные налоги, но по ставке не более 5%. Примечание:
    • Налог на прибыль определяют на основании расчетных показателей по каждой включаемой в расчет сметной прибыли статье.
    • Налог на имущество рассчитывается на основе информации об основных фондах, которые будут задействованы при производстве работ, а также о средствах, планируемых на их приобретение или модернизацию.

Информация из примечаний используется при расчете индивидуального норматива сметной прибыли.

При экономически обоснованной и подтвержденной проектом организации строительства целесообразности, возможно включение расходов на развитие инфраструктуры строительно-монтажной организации и ее производственной базы в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводной сметы итоговой стоимости строительства — при согласовании с инвестором.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Как составить смету на строительство и ремонт?
Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов