Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Финансирование как метод финансовой деятельности предусматривает. Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития.

Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Объективным условием существования финансовой деятельности является необходимость распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, то есть при помощи денег.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансы - это не сами денежные средства, а отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, при которых осуществляются распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения, при этом используются методы собирания или методы распределения и использования фондов денежных средств.

Среди методов собирания денежных средств государством в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в установленные законом сроки и размерах отчисляется в бюджет.

В обязательном порядке осуществляются также взносы во внебюджетные фонды - социального страхования, пенсионный фонд, медицинского страхования, занятости населения, они уплачиваются организациями, учреждениями и гражданами и используются на выплаты пенсий и различных пособий.

Государственные пошлины также являются источником поступления денежных средств в бюджет государства, они взимаются за различные услуги, оказываемые государственными учреждениями.

Страхование имущества, личности, ответственности позволяет также аккумулировать значительные денежные средства в бюджет государства.

Помимо обязательных взносов денежных средств организациями, учреждениями и гражданами, за счет которых в основном до недавнего времени осуществлялось формирование доходной части бюджета государства, все более широкое распространение получают добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций и других ценных бумаг, вклады населения в банки, приобретение лотерейных билетов и т. п.).

Основными методами распределения и использования денежных средств являются финансирование и кредитование. Финансирование - это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета. Метод финансирования в настоящее время имеет довольно ограниченное применение, в основном он используется для покрытия расходов государственных учреждений, учреждений социальной сферы, обороны. Производственная сфера в основном находится на самофинансировании, своими доходами возмещая расходы.

В отличие от финансирования, кредитование является плановой, целевой, возвратной и возмездной выдачей денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок, и за них взимается определенный процент.

Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом. Например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования. Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются:

Бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами;

Внебюджетные целевые фонды;

Финансы предприятий, организаций;

Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный и банковский). Государственные финансы включают в себя:

Бюджет страны;

Внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и другие фонды);

Государственный кредит.

Финансы предприятий, учреждений, организаций состоят из:

Финансов организаций, функционирующих на коммерческой основе;

Финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

Финансов общественных объединений.

Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на две формы - обязательное и добровольное. Они, в свою очередь, подразделяются по видам страхования:

Социальное страхование;

Личное страхование;

Имущественное страхование;

Страхование ответственности;

Страхование предпринимательских рисков, перестрахование.

Важным институтом финансовой системы является кредитование, которое образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками и иными учреждениями по поводу привлечения денежных средств и предоставления банковских ссуд.

Государство имеет достаточно широкую систему органов, занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего к таким органам относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти - Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Федерации, Правительство РФ, администрация субъектов Федерации, Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность осуществляют специальные органы - ЦБ РФ, Счетная палата, Казначейство, Государственная налоговая служба, налоговая полиция, разнообразные инспекции, осуществляющие контроль за финансовой деятельностью (страхованием, валютной деятельностью и др.).

Для того, чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой системы.

Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных или негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.

Важным видом финансового контроля является общегосударственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами (Парламентский контроль, правительство, министерство финансов, государственная налоговая служба, федеральные органы налоговой полиции, Федеральное казначейство, Счетная палата, банки и т. п.).

Каждое министерство и ведомство осуществляет ведомственный контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций. Такой контроль осуществляется для надзора за соблюдением финансовой дисциплины, эффективным использованием выделенных финансовых средств.

Так как в рыночной экономике появился большой частный сектор, то финансовый контроль таких структур, ревизию их финансово-хозяйственной деятельности осуществляют негосударственные, независимые, хозрасчетные, контрольно-ревизионные органы, а именно, аудиторские фирмы. Предпринимательская деятельность аудиторов направлена на осуществление независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.

Важным регулятором финансовых отношений является право. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы.

У финансового права нет самостоятельного метода, им используется административно-правовой метод, имеющий императивный характер правовых предписаний, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов.

Источниками финансового права являются Конституция РФ, законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции, которые в совокупности образуют финансовое законодательство.

4. Существуют следующие методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (см. схему 3):

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б)метод добровольного привлечения денежных средств - в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

в)метод взимания сборов и пошлин, т.е. платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т.п.);

г)метод страхования - образуются страховые фонды;

д ) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы мобилизации фондов денежных средств │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌──────────┬─────────────┼────────────┬────────────┐

│ │ │ │ │

▼ │ ▼ │ ▼

┌───────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│Налоговый метод│ │ │Метод добровольного │ │ │ Взимание сборов │

│ │ │ │привлечения денежных│ │ │ и пошлин │

│ │ │ │ средств (вклады, │ │ │ │

│ │ │ │ гос. займы и др.) │ │ │ │

└───────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Метод проведения │ │ Эмиссия денег │

│ страхования │ │ │

└──────────────────┘ └───────────────────┘

Схема 3. Методы мобилизации фондов денежных средств

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств - относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей , осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 4).

│ Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ 1. Финансирование ├─┼─┤ 2. Кредитование │

└────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│3. Выплата страховых возмещений,├─┴─┤ 4. Расчеты │

│ пенсий, пособий, выигрышей │ │ │

Схема 4. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов. Финансы (от лат. finire) представляют собой экономические отношения, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются и распределяются государственные денежные средства (см. схему 5).

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в обществе. С помощью финансов происходит распределение (перераспределение) национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом; к этим отношениям относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансы │

└───────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

└───────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴────────────────┐

│ Система стоимостных (денежных) │ │ Денежные фонды, мобилизуемые и │

│ отношений, в процессе которых │ │ используемые государством и │

│ формируются государственные │ │ муниципальными образованиями │

│ и муниципальные денежные фонды │ │ для реализации своих функций │

│ в результате распределения и │ │ │

│перераспределения национального │ │ │

│ дохода │ │ │

└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘

Схема 5. Понятие финансов

В свою очередь, совокупность всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в их взаимосвязи образует финансовую систему (см. схему 6):

1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.).

2.Институт финансов предприятий , учреждений и организаций объединяет децентрализованные финансы: 1) предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

3. Институт кредитования образуют : 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит.

4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансовая система │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘

┌────────────────┬─────────────────┼───────────────┬─────────────────┐

│ │ │ │ │

┌───────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴───────┐

│Государственные│ │ Финансы │ │ Кредитование │ │Страхование│ │Местные финансы │

│ финансы │ │предприятий,│ │ │ │ │ │ │

│ │ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │

└────────┬──────┘ └──────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬──────┘ └────────────────┘

┌─────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │

│ │ │ │ │ │

┌──┴───┐┌───────┴───────┐ │ ┌──────┴────────┐┌────┴─────┐ │ ┌────────┐┌──────────────┐

│Бюджет││Государственные│ │ │Государственный││ Финансы │ │ │ Бюджет ││ Внебюджетные │

│ ││ внебюджетные │ │ │ кредит ││банковской│ │ │ ││ фонды │

│ ││ фонды │ │ │ ││ системы │ │ │ ││ │

└──────┘└───────────────┘ │ └───────────────┘└──────────┘ │ └────────┘└──────────────┘

┌─────────────┴─┐ ┌─────────┴─┬─────────────┐

│ │ │ │ │

┌──────┴─────┐┌────────┴─────┐ ┌───┴──┐┌───────┴─────┐┌──────┴────┐

│ Финансы ││ Финансы │ │Личное││Имущественное││Другие виды│

│коммерческих││некоммерческих│ └──────┘└─────────────┘└───────────┘

│организаций ││ учреждений, │

│ ││организаций и │

│ ││ общественных │

│ ││ организаций │

└────────────┘└──────────────┘


Схема 6. Финансовая система государства

5. Местные финансы. В соответствии с законодательством местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований. В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов. К ним в первую очередь относятся Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Важнейшую роль в процессе проведения финансовой деятельности играет Министерство финансов РФ , Положение о котором утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . В соответствии с названным Постановлением министерство является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности , производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением закреплен ряд полномочий Министерства финансов (см. схему 7).

Для реализации перечисленных полномочий в структуре Министерства финансов РФ образованы следующие департаменты (см. схему 8).

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (см. схему 9).


┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Полномочия │

└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Вносит в Правительство РФ │ │Принимает нормативные правовые│ │ │

│проекты федеральных законов, │ │ акты в сфере финансов п. 5.2 │ │ Осуществляет │

│ нормативных правовых актов │ │Постановления Правительства РФ│ │ │

│Президента РФ и Правительства│ │ от 30.06.2004 г. │ │ │

│ РФ в сфере финансов │ │ "О Министерстве финансов РФ" │ │ │

└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────┬─────────────────────┘

┌──────────────┬─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬──────────┴┬─────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────────┐┌───────────────┐┌─────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐

│составление ││представление в││ управление ││ выполнение ││ управление ││ сбор, ││ организацию │

│ проекта ││ правительство ││ средствами ││ функций ││государственным││обработку ││перечисления │

│федерального││ отчетности об ││стабилизационного││ эмитента ││ долгом РФ ││ и анализ ││межбюджетных │

│ бюджета ││ исполнении ││ фонда ││государственных││ ││информации ││ трансфертов │

│ ││ федерального ││ ││ ценных бумаг ││ ││о состоянии││ │

│ ││ бюджета ││ ││ ││ ││ финансов ││ │

└────────────┘└───────────────┘└─────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘


Схема 7. Полномочия Министерства финансов РФ


┌─────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Департамент │ │Департамент│ │Департамент│ │ Департамент │ │ Департамент │

│административный │ │ бюджетной │ │налоговой и│ │ международных │ │ финансовой │

│ │ │ политики │ │таможенно- │ │финансовых отношений,│ │ политики │

│ │ │ │ │ тарифной │ │ государственного │ │ │

│ │ │ │ │ политики │ │ долга и │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ государственных │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ финансовых активов │ │ │

└────────┬────────┘ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘

│ │ │ │ │

└────────────────┴─────────────┴───┬──────────────┴──────────────────────┘

┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ Департамент │ │ │ Департамент │

│бюджетной политики│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐ │ регулирования │

│ в сфере ├──┤Центральный аппарат Министерства финансов РФ├──┤ государственного │

│ государственной │ └─────────────────────┬──────────────────────┘ │ финансового │

│ военной и │ │ │ контроля, │

│правоохранительной│ │ │ аудиторской │

│ службы и │ │ │ деятельности, │

│ государственного │ │ │бухгалтерского учета│

│оборонного закона │ │ │ и отчетности │

└──────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌───────────────────┬─────────┴────────────┬────────────────┐

┌─────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────┴─────┐

│Департамент │ │ Департамент │ │ Департамент │ │ Правовой │

│межбюджетных│ │ бюджетной политики │ │бюджетной политики│ │департамент│

│ отношений │ │в отраслях социальной│ │ в отраслях │ │ │

│ │ │ сферы и науки │ │ экономики │ │ │

└────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────┘


Схема 8. Структура Министерства финансов РФ


│ Министерство финансов РФ │

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ осуществляет координацию и контроль деятельности │

│ находящихся в его ведении │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌───────────┐┌───────────┐┌───────────┐┌────────────┐┌────────────┐┌───────────────────────┐

│Федеральной││Федеральной││Федеральной││Федеральной ││Федерального││Контроль за исполнением│

│ налоговой ││ службы ││ службы ││ службы по ││казначейства││Федеральной таможенной │

│ службы ││страхового ││финансово- ││финансовому ││ ││ службой нормативных │

│ ││ надзора ││бюджетного ││мониторингу ││ ││ правовых актов по │

│ ││ ││ надзора ││ценных бумаг││ ││ вопросам исчисления и │

│ ││ ││ ││ ││ ││ взимания таможенных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ платежей, определения │

│ ││ ││ ││ ││ ││ таможенной стоимости │

│ ││ ││ ││ ││ ││товаров и транспортных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ средств │

└───────────┘└───────────┘└───────────┘└────────────┘└────────────┘└───────────────────────┘


Схема 9. Взаимодействие Министерства финансов РФ с федеральными службами

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующиевиды:

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б)метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство используетметод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г)метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е)эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г)осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называтьфинансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образуетфинансовую систему (см. схему 7):

1.Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. -

2.Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3.Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сферестраховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5.Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Финансовая деятельность государства: понятия, принципы, методы.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.



3.Предмет, метод и понятие финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в про­цессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансо­вых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права составляют общест­венные отношения, возникающие в процессе деятельности госу­дарства и муниципальных образований, по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Основной метод финансово-правового регулирования – императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

4.Финансово-плановые акты как источники финансового права.
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
-нормативные;
-индивидуальные;
- финансово -плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели.
К этим актам относятся:
-федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
-законы о бюджетах субъектов РФ;
-законы о бюджетах внебюджетных фондов;
-сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
-сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
-кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.

5.Понятие финансового контроля .

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции.

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

6.Общегосударственный финансовый контроль, органы его осуществляющие .

Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

1) проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;

2) производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым вопросам;

3) при наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;

4) производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;

5) изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;

6) опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризацию;

7) приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

8) для определения качества товаров производить в установленном порядке отбор образцов;

9) проводить контрольные покупки и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;

10) приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

11) требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение таких требований;

12) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

13) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

14) применять экономические санкции.

Сущность финансовой деятельности раскрывается на отдельных стадиях, которыми и определяются особенности ее осуществления.

1. На стадии формирования централизованных и децентрализованных фондов происходит образование бюджетных фондов (Государственного бюджета Украины и местных бюджетов), децентрализованных фондов.

2. На стадии распределения денежных средств финансовая деятельность осуществляется на трех уровнях:

а) на уровне формирования денежных фондов, которое происходит, например, при поступлении денежных средств в бюджеты;

б) собственно распределение, которое охватывает движение денежных средств, уже закрепленных за определенными бюджетами, на финансирование определенных государственных задач и функций;

в) перераспределение, осуществляемое через механизмы косвенных налогов, пошлин, трансфертных платежей.

3. На стадии использования государственных денежных средств финансовая деятельность осуществляется по разным направлениям (отраслям, регионам и др.).

4. Завершающей стадией является контроль за движением денежных фондов. Он характеризуется определенным своеобразием. Если первые три стадии движения денежных фондов и финансовой деятельности последовательно идущих друг за другом и окончание одной предполагает начало следующей стадии, то контроль отличается определенной двойственностью:

а) с одной стороны, он носит сквозной характер и осуществляется на каждой стадии движения денежных средств;

б) с другой стороны, выступает как итоговый этап в движении денежных ресурсов, сочетая итогово-отчетные действия.

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с ряда принципов, основные из которых закреплены Конституцией Украины.

Принцип законности означает осуществление финансовой деятельности на всех этапах движения денежных фондов при четкой регламентации их нормами финансового права, возможности применения государственного принуждения.

Принцип плановости предполагает осуществление финансовой деятельности в строго упорядоченной, последовательной, сбалансированной форме при детальном закреплении процедур, порядка движения этих средств.

Принцип гласности выражается во взаимосвязи движения финансовых потоков, соотношение и сбалансированности различных потоков, денежных фондов, доведении до граждан, других субъектов сущности проектов финансово-правовых актов, итоговых актов по результатам их применения.

Принцип системности означает осуществление финансовой деятельности взаимосвязанных институтов финансовой системы в условиях соподчинения, взаимопроникновения элементов финансовой системы государства (бюджетной системы, кредитной системы, обязательного государственного страхования, финансов предприятий).

Принципы финансовой деятельности, характеризуя и раскрывая ее содержание, создают условия осуществления функций финансовой деятельности. В основном они отражают и детализируют основные функции финансов, хотя и отличаются некоторым своеобразием. К ним относятся основные направления финансовой деятельности:

1) организация денежного обращения;

2) формирование денежных фондов;

3) распределение и использование денежных ресурсов;

4) организация финансового контроля.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами (способами, приемами), при которых государство, уполномоченные им органы осуществляют мобилизацию, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Под методами финансовой деятельности необходимо понимать конкретные приемы и способы, с помощью которых государство осуществляет формирование, распределение и использование соответствующих централизованных и децентрализованных фондов. Учитывая наличие трех общих направлений в финансовой деятельности государства, возможна следующая классификация методов ее осуществления:

а) методы формирования средств фондов;

б) методы распределения средств фондов;

в) методы использования средств фондов;

В основе выбора конкретного метода финансовой деятельности лежит несколько факторов:

1) стадия финансовой деятельности государства, движение денежных фондов;

2) форма собственности на денежные средства, которые переходят государству;

3) источник государственных доходов;

4) цели, на которые используются денежные ресурсы на конкретном этапе развития государства;

5) соотношение между доходами и расходами, на покрытие которых они направляются.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов.

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности их выполнения, гарантии. Реализуется прежде всего через формы налоговых платежей, других безусловных и обязательных сборов. Императивно определяется и гарантируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и др.;

б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диапозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и др.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования является целевой, плановой, бесплатной и безвозвратной передачей государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездное, срочное и поворотную передачу денежных средств, осуществляется на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя последнее частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их формирования, организационно-правовых режимов субъектов.

Так, к видам финансирования относятся: 1) дотации; 2) субвенции; 3) субсидии.

Дотация - выделение денежных средств кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций: 1) выделяются предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам; 2) бюджетная дотация - бесплатная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета ниже, не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Бюджетная дотация, которая носит целевой характер, называется субвенции. ее предоставления ниже бюджета осуществляется с четким определением расходования средств. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет с одновременным предоставлением отчета об израсходованных суммах.

Право местных бюджетов на получение дотаций и субвенций закреплено в ст. 97, ст. 108 Бюджетного кодекса Украины.

Под субсидией (от лат. ЗиЬзийиит - помощь, поддержка) необходимо понимать оказания помощи в денежной или натуральной форме физическим или юридическим лицам, органам местного самоуправления или другим из государственного или местного бюджетов, а также специальных целевых фондов.

Субсидия применяется как способ сбалансирования доходов и расходов лиц, которым она выделяется и всегда носит целевой характер, поскольку предоставляется для финансирования конкретных мероприятий и учреждений.

По методу кредитования, то его особой формой является государственный кредит, в котором заемщиком или кредитором выступает государство или органы местного самоуправления.

3. Методы использования денежных ресурсов связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

Пообъектный - предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и др.);

Посубьектний - выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств - отдельным лицам, категориям лиц или регионам)

б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:

Безналичные денежные перечисления, расчеты;

Наличные денежные средства.

Методы финансовой деятельности не являются застывшими формами реализации движения денежных фондов, его обеспечения. Естественно, они могут меняться со временем, приобретать новое содержание. В основе этих изменений лежат преобразования самого государства, изменения ее задач. Так, например, с начала 90-х годов XX в. достаточно активно развивался метод обязательных мобилизаций, усложнялась налоговая система Украины.

Следует признать, что распределение методов в зависимости от направлений финансовой деятельности весьма условный, поскольку фонды не являются абсолютно обособленными и часто может складываться ситуация, когда вследствие корреспонденции средств двух или более фондов для одних применения какого-либо из вышеупомянутых методов служить приемом формирования фондов, а для корреспондирующих фондов - распределением или использованием.

Существуют и другие, чем указанные выше, методы осуществления финансовой деятельности.

Юридической формой осуществления финансовой деятельности является финансово-правовые и финансово-плановые акты, издаваемые уполномоченными органами государства. Осуществление классификации таких актов возможно при различных оснований. Так, по юридическим свойствам различают нормативные и индивидуальные финансово-правовые акты.

Нормативные финансово-правовые акты устанавливают общие положения для регулирования целой группы однородных финансовых отношений, обращенные к широкому кругу лиц, рассчитанные на долгое время действия и неоднократное применение. Например, Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" от 09.04.99 г..

Индивидуальный финансово-правовой акт связан с конкретными финансовыми правоотношениями и направлен в каждом конкретном случае на их установку, изменение или прекращение, то есть выступает в роли юридического факта: например, решение Председателя районной налоговой инспекции о применении финансовых санкций. Такой акт рассчитан на однократное (разовое) применение, обращенный к определенному лицу, выданный по конкретному вопросу и теряет свою силу или надлежащим исполнением, или отменой его принятым органом (или выше), или признание его недействительным в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В связи с особым значением планирования в финансовой деятельности в системе финансово-правовых актов выделяют особую группу финансово-плановых актов. К ним относятся: государственный и местные бюджеты, единые сметы учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, кассовый план НБУ и др.

Финансово-плановые акты принимаются в процессе финансовой деятельности государства и содержат конкретные задачи в области финансов на определенный период, то есть планами по мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. По юридическим свойствам их нельзя отнести ни к нормативным, ни к индивидуальным финансово-правовых актов, поскольку они содержат признаки и тех, и других.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяют на законодательные и подзаконные. В зависимости от того, какими органами выдаются такие акты, их классифицируют на: 1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) считается, что они могут выделить и акты судебных органов.

При классификации финансово-правовых актов, в зависимости от компетенции органов, которые выдают, они могут быть разделены на: 1) акты органов общей компетенции; 2) акты органов специальной компетенции; 3) акты государственной власти; 4) акты органов местного самоуправления.

Классификация форм финансовой деятельности может осуществляться на различных основаниях:

а) по юридическим формам, свойствами:

Правовая - форма финансовой деятельности, осуществляемой посредством принятия и реализации финансово-правовых актов. их можно классифицировать по нескольким направлениям (по юридическим свойствам; по юридической природе, за органами, которые принимают и др.), но подробнее эти вопросы будут рассмотрены при анализе финансово-правовых норм, финансового законодательства;

Неправовое - форма финансовой деятельности, не связанная с правовым выражением. Чаще всего она, правда, производная, связанная с правовыми формами, иногда связана с пробелами в праве;

б) по организационным формам:

Создание централизованных фондов денежных средств;

Формирование децентрализованных денежных фондов;

В сфере бюджетной деятельности;

В сфере налогового регулирования;

В сфере кредитования;

В сфере валютного регулирования;

В сфере финансового контроля.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Методы осуществления финансовой деятельности
Какой период действия полиса и срок страхования осаго для тс?
Налог для тунеядцев отменили