Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

тема: СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Выполнила: Бабина А.В.

группа № 23-253П

зачетная книжка № 981

Проверил:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская академия 1

управления и экономики 1

Введение 3

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. 3

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 3

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации 5

2. Управление финансами и финансовая политика 10

3. Органы государственного управления финансами 14

Заключение 20

Введение

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. 1

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных ) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты). 2

Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.

Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.

Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.

Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления.

Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций. 1

Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования.

Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств.

Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п.

В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг. 2

Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий – страховых случаев.

Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах:

Централизованный страховой (резервный) фонд;

Фонды самострахования;

Страховые фонды страховщиков (страховых компаний).

Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов.

Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы.

Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п.

Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии , и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей. 1

До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.

Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики.

Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. 1

От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит. 2

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п.

Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д.

Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты.

Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др. 1

Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современная финансовая система России

финансовый россия государственный

Введение

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты).

Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.

Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.

Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.

Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления.

Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций.

Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования.

Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств.

Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п.

В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг.

Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий - страховых случаев.

Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах:

Централизованный страховой (резервный) фонд;

Фонды самострахования;

Страховые фонды страховщиков (страховых компаний).

Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов.

Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы.

Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п.

Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии, и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей.

До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.

Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики.

Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит.

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п.

Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д.

Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты.

Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др.

Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

2. Управление финансами и финансовая политика

Управление финансами - это сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий и хозяйствующих субъектов, направленное на достижение и поддержание сбалансированности и устойчивости финансовой системы. Управление финансами включает в себя управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и другими звеньями финансовой системы.

Государственное управление финансами является одной из основных функций любого государства, реализация этой функции достигается путем создания адекватного экономическим условиям финансового механизма.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства, которая включает определение целей и задач, направленных на формирование, распределение и перераспределение национального богатства для обеспечения воспроизводственного процесса.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. Существуют также такие направления государственной политики, как внешняя, внутренняя, военная, техническая, социальная и др.

В составе финансовой политики выделяют бюджетную и кредитно-денежную политику. Бюджетная политика содержит налоговую и таможенную политику, а также политику государственных расходов и политику управления государственным долгом. Кредитно"денежная политика включает учетную политику (управление процентными ставками по кредитам) и резервную политику (управление нормами обязательных банковских резервов).

Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития нашей страны является обеспечение собственной платежеспособности государства, для чего необходимо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, а не подлежащие отмене - выполнены. С этой целью будет определен перечень предприятий, которые должны быть обеспечены услугами естественных монополий за государственный счет, остальные же предприятия должны самостоятельно оплачивать такие услуги. Такой же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, а все расходы будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов.

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются субсидиями. Субсидии - достаточно распространенное явление - и в российской, и в зарубежной практике государственного регулирования экономики. Наиболее часто встречаются ценовые и инвестиционные субсидии.

Ценовые субсидии предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги, например, на горючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства.

Инвестиционные субсидии компенсируют часть капиталовложений инвестора в объект, входящий в государственную экономическую программу. В качестве такого объекта может выступать отрасль, развивающийся район, научные исследования, освоение новых зарубежных рынков и др.

В ближайшее время должны существенно уменьшиться государственные субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство и на целевые комплексные программы, также будут уменьшаться субсидии, выделяемые отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.

Еще один вид субсидий - поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от их рентабельности. На самом деле значительное число государственных компаний хронически не покрывают свои затраты, поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на модернизацию и расширение таких предприятий. Например, в странах Западной Европы особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались государственным железным дорогам, почте и телеграфу.

К проблеме функционирования нерентабельных государственных предприятий вплотную подошли и в нашей стране. Предполагается также продолжать сокращение избыточных федеральных обязательств. Так, недавно произошла отмена большинства категориальных льгот, эта мера должна компенсироваться повышением реальной заработной платы и денежного довольствия.

Тем не менее, региональные бюджеты, если они имеют такие возможности, могут вводить собственные льготы, в том числе и взамен отмененных федеральных.

В соответствии с проводимой бюджетной политикой государство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций, и, прежде всего, на финансировании социальной сферы, обеспечивающей систему социальной защиты населения и инвестиции в человеческий капитал. Для этого государство проводит мероприятия по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, прежде всего, врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипендий. Осуществляется и целый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.

В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных налоговых льгот, отмены неэффективных налогов (прежде всего налога с продаж), корректировки порядка определения налоговой базы по отдельным налогам.

Также предполагается существенное упрощение процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе путем создания специализированных коллегий адвокатов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Важным направлением налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть решена с помощью снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставки налога на добавленную стоимость. Приоритетным направлением налоговой политики является и упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.

3. Органы государственного управления финансами

В государственном управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования финансовой деятельности государства.

Президент Российской Федерации как глава государства:

Обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

Регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах, налоговой системе;

Определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и т. д.

Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы:

О введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты;

О выпуске государственных займов;

Об изменении финансовых обязательств государства;

О федеральном бюджете;

О государственных внебюджетных фондах.

Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Его основными функциями является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:

Бюджетной деятельности;

Налоговой деятельности;

Страховой деятельности;

Валютной деятельности;

Банковской деятельности;

Государственного долга;

Аудиторской деятельности;

Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

Таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

Организации и проведения лотерей, азартных игр и пари;

Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;

Финансового обеспечения государственной службы;

Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы страхового надзора;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

Федеральной службы по финансовому мониторингу;

Федерального казначейства, а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

Контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов;

Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции:

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

Валютный контроль.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:

Обеспечение исполнения федерального бюджета;

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами.

Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:

Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;

Контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов;

Осуществление мер по их принудительному взысканию.

Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:

Осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Контроль и надзор за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.

Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.

Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются:

Контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Регулярное представление информации о ходе исполнения федерального бюджета, полученной в ходе проводимых контрольных мероприятий, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации.

Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:

Государственные органы Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды;

Органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том числе финансово-кредитные организации и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.

Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.

Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.

В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

Совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

Список использованной литературы

1. Боровка В.А., Мурвшова С.В. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Бизнес-Пресса, 2010. - 608 с.

2. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб.: Питер, 2007.

3. Дьяконова М.Л., Ковалева Т.М., Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит: Учебник. - М.: КноРус, 2007. - 376 с.

4. Загородников С.В. Финансы и кредит: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - 286 с.

5. Литовченко В.П., Соловьев В.И. Финансы и кредит. - М.: НИ-ВШУ, 2006. - 186 с.

6. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2010. -575 с.

7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с.

8. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. - М.: Юнити, 2008. - 399с.

9. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Финансы и кредит: учебное пособие. - М.: РИОР, 2007. - 288 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ финансовой системы России как совокупности сфер и звеньев (институтов) финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2008

    Изучение основных проблем в функционировании финансовой системы РФ, представляющей собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических, экономических функций. Финансовая система зарубежных государств.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Изучение экономической структуры любого современного общества. Совокупность финансовых отношений и институтов. Сущность и структура финансовых отношений и финансовой системы. Сущность, виды и функции налогов. Особенности финансовой политики в России.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Понятие финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Состав и структура финансовой системы Российской Федерации. Основные цели бюджетной политики в 2011-2013 гг.

    презентация , добавлен 15.04.2013

    Возникновение финансов, их связь с государством. Развитие товарно-денежных отношений. Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев. Использование финансов в общественном производстве. Формы и методы проведения финансового контроля.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2010

    Финансовые отношения и финансовая система, их сущность и структура. Значение, сущность, виды и функции налогов. Регулирование создания, перераспределения и использования фондов денежных средств. Основные направления и цели финансовой политики РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2011

    Формирование и движение финансовых ресурсов предприятия: капитала, доходов, фондов и резервов. Распределение денежных потоков по текущей, инвестиционной, хозяйственной и финансовой деятельности организации. Бюджетная система России и внебюджетные фонды.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Элементы финансовой политики, ее цели и задачи. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов России. Эволюция финансовой политики России. Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Место современной финансовой системы в рыночной экономике Российской Федерации. Финансовая система как система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий, общая характеристика функций.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2014

    Сущность и структура финансовой системы. Бюджет предприятий, учреждений и организаций. Государственная финансовая политика. Страхование и его основные виды. Страхование предпринимательских рисков. Финансовая система кредитования. Парабанковская система.

Что же представляет собой финансовая система России?

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система -- единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

2.3 Проблемы развития современной финансовой системы РФ

С того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в частности, над формированием задолженности государственных корпораций, над трансграничным движением капиталов, над эмиссией финансовых инструментов.

Требуется провести целый комплекс мер, которые должны повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров. Осуществление подобных мер должно поспособствовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долгосрочного кредитования, к тому же поднятию эффективности использования бюджетных источников финансирования.

Российский финансовый рынок из-за воздействия глобального экономического кризиса проходит один из самых сложных периодов своего развития. Кризис выявил проблемные моменты функционирования российского рынка ценных бумаг, которые связаны с необходимостью укрепления рыночных институтов, совершенствованием правового регулирования, дальнейшего развития судебной системы. Следует отметить, что руководством страны была своевременно поставлена задача перед регуляторами финансового рынка о необходимости развития инструментов регулирования финансового рынка. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание в Москве Международного финансового центра.

Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами, способствуют повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является особенным элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.

Большую роль в регулировании сделок на финансовом рынке играет Центральный банк России. В последнее время были внесены поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» по инициативе Центрального банка.

Развитие финансового рынка в России, конечная цель которого -- привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются серьезные трудности в разрешении споров в области финансового рынка. Это объясняется несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых профессиональных знаний у судей и значительной бюрократией при рассмотрении дел.

Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.

Другими проблемами финансовой системы России являются проблемы в бюджетной сфере:

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Денежно-кредитная система региона РФ (на примере Калининградской области)

Развитие экономики России на современном этапе во многом связано с изменением роли регионов в новых хозяйственных условиях...

Налоговая политика государства

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований...

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста...

Налоговая система Российской Федерации

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Можно выделить три направления налоговой политики государства: · политика максимизации налогов...

Налоговая система РФ и перспективы её развития

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

В настоящее время экспертами в области налогообложения выделяются следующие проблемы налоговой системы РФ. Отмечается, что система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной...

Проблемы и направления развития современной налоговой политики Российской Федерации

Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве...

Современная налоговая система Российской Федерации, проблемы ее совершенствования

Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов...

Сравнительный анализ, структура и функции российской и зарубежной кредитной системы

Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций)...

Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Эволюция налоговой системы в Российской Федерации

Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система...

Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в учебных изданиях не всегда однозначно. Чаще финан­совая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Финансовая система состоит из финансовых ин­ститутов (организации, учреждения, осуществляющие и регули­рующие финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процес­сов. Научное определение понятия «финансовая система», раскры­вающее его сущность, систематизирующее организацию финансо­вых отношений в стране, следующее:

финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризуемых особенностя­ми в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве, и системы го­сударственных и корпоративных финансовых органов.

Структура финансовой системы. Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных пре­образований 1990-х годов, включает следующие сферы финансовых отношений (см. Приложение 2):

Финансы государственные и местные (централизованные финансы);

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы);

Финансы домохозяйств.

Звенья государственных и муниципальных финансов:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов РФ (региональные);

Бюджеты муниципальных образований (местные).

Государственные внебюджетные целевые фонды;

Государственный кредит;

Страховой фонд государства;

Фондовый рынок.

Звенья финансов хозяйствующих субъектов следующие:

Финансы коммерческих организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансовая система - это не только совокупность сфер и

звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокуп­ность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппа­рат управления финансовой системой. Структура аппарата управле­ния финансовой системой в Российской Федерации будет рассмот­рена ниже.

Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и местные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаи­мосвязь.

Государственные и местные финансы - это денежные отноше­ния, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридиче­скими и физическими лицами - с другой в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продук­та, прежде всего национального дохода (частично и национального богатства), в связи с формированием, распределением и использо­ванием централизованных денежных фондов, обеспечивающих по­требности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, государственные и местные финансы формиру­ются с использованием методов распределения и перераспределе­ния национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.).

Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназна­ченные для государственного регулирования экономики, удовлетво­рения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государ­ственного управления и для решения других экономических, поли­тических и социальных задач. Роль государственных и местных фи­нансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также в реальном обеспечении потребностей рас­ширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных га­рантий гражданам России в рамках Конституции РФ.

По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают сле­дующие звенья: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюд­жетные целевые фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок.

Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Фе­дерации играет федеральный бюджет - фонд денежных средств Правительства РФ. С его помощью в распоряжение государства мо­билизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфе­ра, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономи­ки, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосудар­ственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаи­мосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части фе­дерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики; в расходной - на­правления, сферы, в которых расходуются деньги и их количест­венные параметры.

В современной российской научной и учебной литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государ­ственный бюджет», что, по нашему мнению, не правомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу зако­на, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Рос­сийской Федерации на рыночную экономику понятие «государст­венный бюджет» утратило свое значение как единого централизо­ванного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функ­ционируют автономно: бюджеты муниципальных образований

своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определен­ными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней само­стоятельны и проводимая в стране бюджетная реформа направлена прежде всего на повышение самостоятельности бюджетов и эффек­тивности (результативности) использования бюджетных средств.

Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современ­ных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета как экономиче­ской категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается законом. Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам посту­пления средств и направлениям их использования в целом по Рос­сийской Федерации, не утверждается федеральным законом. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различ­ные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, на образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впер­вые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это региональ­ный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государст­венной власти субъектов РФ.

В современной России роль региональных органов государст­венной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на территории региона возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъ­екта РФ в социально-экономическом развитии региона, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансово­го обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования - основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, город­ского округа, городского и сельского поселения, других муници­пальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть преду­смотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов от­дельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муни­ципальными образованиями.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВЦФ) органи­зационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государствен­ные внебюджетные фонды - это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюд­жетные фонды экономические и социальные. К настоящему време­ни статус внебюджетных сохранили только государственные вне­бюджетные социальные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования и территориальные фонды обя­зательного медицинского страхования. Они формируются для фи­нансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) до­вольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объ­ема федерального бюджета.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муни­ципальных образований и государственные внебюджетные социаль­ные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Россий­ской Федерации.

Государственный кредит является специфическим звеном фи­нансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возврат­ной основе временно свободных денежных средств различных субъ­ектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставле­ния государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обяза­тельств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из об­ращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обра­щения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функ­ционировать как кредитор.

В силу своей особой социально-правовой значимости государ­ство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может стано­виться гарантом.

Таким образом, государственный кредит как экономическая ка­тегория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лица­ми, зарубежными субъектами) - с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Госу­дарство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.

Российская Федерация использует государственный кредит ча­ще как займы для финансирования дефицита федерального бюдже­та (все 1990-е годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего време­ни испытывают дефицит денежных ресурсов.

Страховой фонд государства - это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридиче­скими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяй­ствующие субъекты работают в условиях риска.

Фондовый рынок - рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодатель­ство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок - это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функ­цию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Ос­новная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повы­шенный риск.

Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функ­циональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разносто­роннее влияние на экономические и социальные процессы, проис­ходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Централизация финансовых ресурсов дает государству возмож­ность:

Проводить единую финансовую политику;

Обеспечивать развитие производственной и социальной ин­фраструктур;

Перераспределять средства в интересах регулирования эко­номики для повышения ее общей эффективности;

Добиваться выравнивания степени удовлетворения социаль­ных потребностей граждан в пределах установленных соци­альных стандартов.

Главным источником государственных доходов является нацио­нальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которо­го (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

Государственные расходы возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, изменяются струк­тура и объем государственных расходов.

Финансы хозяйствующих субъектов - это составная часть и ос­нова единой финансовой системы страны. Функционируют финан­сы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

Финансы коммерческой организации представляют собой денеж­ные отношения коммерческой организации с органами государст­венной власти и органами местного самоуправления, другими ком­мерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного вос­производства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Финансы коммерческих организаций служат основой всей сис­темы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устой­чивости их финансового положения зависит устойчивость и ста­бильность финансовой системы страны в целом.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой ор­ганизации, служат собственные средства (капитал и резервы): ус­тавный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также по­ступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

Финансы государственного (муниципального) унитарного предпри­ятия - это денежные отношения, возникающие в процессе форми­рования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) уни­тарного предприятия.

Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются феде­ральные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления. Продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от ис­пользования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муни­ципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов испол­нительной власти по управлению государственным (муниципаль­ным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета.

Унитарное предприятие по сравнению с акционерными общест­вами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оп­лате труда рабочих и служащих.

Финансы некоммерческой организации - это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степе­ни, в какой это служит достижению целей, ради которых они соз­даны, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение - добровольная сдача средств на общественные нужды.

Индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты в России появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике. Под предпринимательской деятельностью Гражданским кодексом РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Финансы индивиду­альных предпринимателей включены в финансовую систему Рос­сийской Федерации как отдельное звено такой важной сферы орга­низации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов. Индивидуальными предпринимателями могут быть фер­меры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере роз­ничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытово­го обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие лич­ную лицензию и т.п. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных пред­принимателей формируются в основном за счет личных накопле­ний и предпринимательского дохода, реже - за счет кредитов бан­ка, используются на расширение деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, как личные (се­мейные) сбережения и на личное потребление.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Отзывы о русском стандарте Наименование банковской услуги
Что такое способ уменьшаемого остатка начисления амортизации: понятие и особенности метода
Виды банковских операций с векселями