Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Учет доходов и расходов автопарковки. Расходы на платную парковку, мойку, штрафстоянку

Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
- выданы средства подотчетному лицу.

Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
- списана задолженность по подотчетным суммам.

Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:

Дебет 60 или 76 Кредит 51
- перечислены деньги за хранение автомобиля.

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
- отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.

Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).


На заметку

На 19,4 процента в августе 2015 года упали в России продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей


Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован, и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/1). Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.

Документальное оформление

Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.

Для того, чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.

Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03- 03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20- 12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).


На заметку

Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.


Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т. п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.

Напомню, что кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.

В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парк вок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги являются документом строгой отчетности и применяются фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.

В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).

Затраты на мойку

Еще одна статья расходов для компании - мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п. 6 ПБУ 10/99).


На заметку

Расходы на парковки и штрафстоянки служебных автомобилей особенно актуальны для компаний, работающих в крупных городах. В столице без таких затрат просто не обойтись. С 10 августа 2015 года на некоторых улицах Москвы введен дифференцированный тариф: начиная со второго часа, платить приходится больше.


Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530).

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты - за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007).

Штрафная стоянка

Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.

В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 68/ПНО
- отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.

При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. Еще в 2013 г. чиновники Минфина России изменили свою точку зрения, что при расчете налога на прибыль расходы на горюче-смазочные материалы учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Теперь, по их мнению, чтобы признать в налоговых расходах стоимость купленных горюче-смазочных материалов, компании не обязательно руководствоваться нормами Минтранса России. Столь благоприятный вывод чиновники обнародовали в письме от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097. Стоимость горючего можно списать на основании подпункта 11 п.1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе расходов на содержание служебного транспорта. Причем такие затраты не являются нормируемыми. Тут главное - придерживаться общих правил гл.25 Налогового кодекса РФ. А именно: расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены «первичкой». Следовать ли нормам, утвержденным Минтрансом России, решать уже компании. Если водители вашей организации предъявляют документы, подтверждающие покупку ГСМ (например, путевые листы и чеки ККТ), то потраченные ими суммы вы без проблем можете отнести на расходы. Естественно, при условии что работник сдал еще и авансовый отчет. Напомним: этот документ можно оформлять как по унифицированной форме № АО-1, так и в произвольном виде.

Не всегда для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение топлива можно квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Например, затраты на покупку топлива для техники и грузовых автомобилей, используемых в организациях для обеспечения производственного процесса, являются материальными расходами (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным расходам. Свой выбор с учетом положений статей 318-319 Кодекса налогоплательщику следует зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения

Расходы на страхование основных средств

В подпункте 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны расходы на страхование работников, имущества и ответственности, но только если это страхование является обязательным по закону. Согласно российскому законодательству обязательным является только страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Значит, в налоговой базе разрешено отражать затраты лишь на этот вид страхования. Если страховка оплачена сразу на год вперед, учесть всю сумму в расходах единовременно не получится. Дело в том, что для подобного случая п. 6 статьи 272 Налогового кодекса предусматривает специальное правило: расходы на страхование признаются равномерно в течение срока действия страховки (пропорционально количеству календарных дней действия договора страхования в отчетном периоде).

Если этого не учесть и списать всю сумму страховки сразу, расходы в налоговом учете будут завышены. И, как следствие, занижена налогооблагаемая прибыль. Если такой факт обнаружится во время проверки, штрафов и пеней не избежать.

Расходы на ремонт служебного автомобиля и технический осмотр

Расходы на ремонт учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты).

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Перед прохождением техосмотра владельцы транспортных средств должны уплатить госпошлину, которая является обязательным сбором (ст. 333.16 НК РФ). Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ налоги и сборы отражаются в расходах сразу после их перечисления в бюджет. Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, платежное поручение. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на GPS-навигаторы

На практике у бухгалтеров часто возникают вопросы: по каким правилам учитывать при расчете налога на прибыль расходы на приобретение GPS-навигаторов и можно ли вообще это сделать? Имеет ли компания право списать затраты единовременно?

Учесть эти расходы можно, если вам удастся подтвердить их экономическую обоснованность. Например, если вы доставляете грузы заказчикам, то тут выгода очевидна. Ведь применение навигаторов позволяет сократить как время доставки, так и расходы топлива.

Обратите внимание на такой момент: расходы на покупку навигатора первоначальную стоимость автомобилей не увеличивают. Это не затраты на модернизацию или дооборудование. Ведь объект не меняет своего назначения и новых качеств у него не появляется (п. 2 ст. 257 НК РФ). Автомобиль так и остается автомобилем.

В настоящее время амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью без учета НДС более 40 000 руб. Как правило, навигаторы стоят дешевле. Поэтому их стоимость можно учесть единовременно на основании пп 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Если же цена навигаторов выше, их придется амортизировать. А в течение какого срока? Прямо в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 они не названы. Но в этом документе упомянуты средства радиолокации и радионавигации. Срок их амортизации - свыше пяти и до семи лет включительно, это четвертая группа. По мнению автора, к ней можно отнести и навигаторы. Другой вариант - установить срок амортизации, сославшись на данные изготовителя.

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются для расчета налога на прибыль.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Помыли автомобиль - не забудьте указать в документах его марку и номер

Как уже отмечалось, Минфин России подтвердил, что расходы на мойку служебного автомобиля экономически обоснованы. Но признать их в налоговом учете можно, если в подтверждающих документах указаны марка и государственный регистрационный номер. Информация о марке и государственном регистрационном номере автомобиля обычно отражается в акте об оказании услуг по мойке автомобиля. Акт вместе с платежными документами на оплату данных услуг является документальным подтверждением соответствующих расходов.

Мойку служебного автомобиля, как правило, оплачивает водитель наличными денежными средствами, полученными под отчет. Вместе с остальными документами подтверждает эти расходы и авансовый отчет.

Если акт не заполняется, документом, подтверждающим факт оказания услуг в отношении служебного автомобиля, служит товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины.

Расходы на оплату парковки автомобиля

Выполняя служебные задания, водителям приходится пользоваться услугами городских платных парковок. Водители грузовых автомобилей, осуществляющие междугородние перевозки товаров, как правило, останавливаются на платных автостоянках. Расходы за парковку также рассматриваются как затраты, связанные с содержанием служебного транспорта, и признаются на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Рассмотрим, какие документы помогут обосновать подобные расходы. Обычно парковку автомобиля водитель оплачивает наличными. В бухгалтерию он передает авансовый отчет и документ, подтверждающий оплату парковки. Таким документом является кассовый чек или квитанция за парковку автомобилей.

По общему правилу наличные денежные расчеты ведутся с применением контрольно-кассовой техники. Автостоянки, использующие ККТ, обязаны выдавать водителю кассовый чек, который служит подтверждением оплаты парковки или стоянки.

По аналогии с расходами на мойку автомобиля рекомендуем к кассовому чеку приложить еще и товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины. Он будет служить подтверждением того, что услуга оказана именно в отношении служебного транспорта. Квитанция за парковку автомобилей - это бланк строгой отчетности, который заменяет кассовый чек.

При организации работы собственного транспорта или автохозяйства необходимо определить состав парка машин, их количество, необходимое для выполнения всех поставленных задач, предпочтительные марки и модели для представительских целей и общего назначения. Важна не только цена новых автомобилей, но и затраты на их дальнейшую эксплуатацию.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, воздушного, водного и других видов) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Рассмотрим отдельные виды расходов.

Горюче-смазочные материалы

Расчеты с поставщиками топлива могут быть наличными и безналичными. Наличные расчеты предполагают выдачу денежных средств на приобретение ГСМ подотчетному лицу с последующим представлением в бухгалтерию с приложением документов, свидетельствующих об оплате (кассовых чеков). Безналичные расчеты осуществляются в основном в виде авансирования (предоплаты) на отпуск топлива на основании договора с поставщиком.
В настоящее время активно используются топливные карты или талоны. Топливная карта содержит информацию об объеме приобретенного неиспользованного топлива на текущий момент и позволяет ее держателю заправить бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного договором. Ежемесячно поставщик топлива представляет акт приема-передачи, счет-фактуру, отчет об операциях по картам или талонам.

Затраты на приобретение топлива не признаются расходом для целей налогового учета, так как заправка бензина в топливный бак подтверждает факт его приобретения, а не факт использования. Признание расходов на ГСМ осуществляется на основании путевого листа. Форма путевого листа предусмотрена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Справедливости ради следует отметить, что эта форма обязательна для специализированных и автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также информация о месте следования транспортного средства. Самостоятельно разработанная форма путевого листа утверждается учетной политикой организации.

Примечание. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете указанные требования будут регулироваться п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Нормы расхода на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Распоряжение N АМ-23-р).

Различают базовое значение расхода топлива в литрах на 100 км пробега, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля, и расчетное нормативное значение расхода топлив с учетом повышающих и понижающих коэффициентов.

Примечание. На практике возникает большое количество споров, когда налоговые органы считают необоснованными расходы организаций на ГСМ. По оценкам экспертов, в случае судебного решения в пользу налогового органа потери налогоплательщика могут составить до 30% стоимости топлива, потребленного сверх нормы.

Поправочные коэффициенты применяются для учета работы транспорта при определенных условиях. Так, например, повышающие коэффициенты к базовой норме применяются:

  • в зимних условиях в зависимости от климатических районов. Срок действия и предельная величина зимних надбавок определяются по федеральным округам. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга зимняя надбавка 10% действует 5 месяцев в период с 1 ноября по 31 марта; для Краснодарского края - 3% на 3 месяца в период с 1 декабря по 1 марта; для Ханты-Мансийского автономного округа - 18% на 6,5 месяца в период с 15 октября до 30 апреля;
  • в городах с населением свыше 3 млн человек - до 25%; от 1 до 3 млн человек - до 20%; от 250 тыс. до 1 млн человек - до 15%; от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10%;
  • при использовании кондиционера или установке климат-контроля - до 7%;
  • в горной местности - от 5 до 20%;
  • при обкатке новых автомобилей и после капитального ремонта - до 10%;
  • при сроке эксплуатации автомобиля более 5 лет - от 5 до 10% в зависимости от пробега.

Норма расхода может снижаться при работе за пределами пригородной зоны на равнинной местности - до 15%.

Если применяются несколько надбавок, то норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности надбавок к базовой норме. Нормативный расход топлива по каждому автомобилю оформляется приказом руководителя организации с указанием базовой нормы и поправочных коэффициентов.

Пример 1. Автомобиль ВАЗ-11183 "Калина" эксплуатируется в Санкт-Петербурге. Базовая норма составляет 8,0 л на 100 км. Надбавка в городе с населением свыше 3 млн человек составляет 25%, зимняя надбавка - 10%. Пробег по путевому листу за 14 ноября составил 90 км.
Определим предельный размер расхода топлива:
- нормативный расход топлива - 10,8 л на 100 км (8,0 л + 8,0 л x 0,25 + 8,0 л x 0,1);
- предельный расход топлива за 14 ноября - 9,72 л (10,8 л x 90 км / 100 км).

Пример 2. Поставщику топлива перечислен аванс 5000 руб. Поставщиком представлены документы на отпуск бензина (акт приема-передачи, счет-фактура, отчет) за сентябрь в количестве 90 л. Остаток в баке автомобиля ВАЗ-11183 "Калина", эксплуатируемого в Санкт-Петербурге, на 1 сентября - 4 л. Согласно путевым листам общий пробег за сентябрь составил 850 км. Стоимость литра бензина - 30 руб.
Определим предельный размер расхода топлива и приведем бухгалтерские проводки (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские проводки к примеру 2


Нормативный расход топлива для летнего времени - 10 л (8,0 л + 8,0 л x 0,25).
Расход топлива за сентябрь, в литрах, - 85 л (10 л x 850 км / 100 км).
Расход топлива за сентябрь, в рублях, - 2550 руб. (85 л x 30 руб.).
Остаток бензина в баке автомобиля - 9 л (4 л + 90 л - 85 л).

Если в организации эксплуатируются автомобили, нормы для которых не утверждены, то руководитель организации может ввести приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До разработки норм следует руководствоваться технической документацией на соответствующие автомобили и информацией завода-изготовителя (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).

Иногда расход топлива по конкретному автомобилю превышает установленные (разработанные) нормы. В этом случае необходимо назначить комиссию и оформить специальным актом замер фактического расхода топлива на 100 км пробега. Положения пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяют учитывать затраты на бензин без ограничения их величины (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011).

Если организация не может представить обоснование превышения лимита расхода топлива, то расходы сверх лимита не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Распоряжением N АМ-23-р также установлены нормы расхода смазочных материалов. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены с учетом замены и текущих дозаправок: для масел - в литрах на 100 л общего расхода топлива, для смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива в зависимости от марки и модели автомобиля. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет, а также после капитального ремонта.

Мнение. А.Р. Узлиян, группа компаний "Алькомпроф", финансовый директор, к. э. н.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" распространяет свое действие на все организации, вне зависимости от сферы деятельности, которые расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации транспортных средств.

Установленные нормы предусмотрены для исчисления налога на прибыль. В то же время НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика по нормированию таких расходов. Нормирование расходов предусмотрено только на выплаты компенсаций при использовании личного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Позиции Минфина России и налоговых органов расходятся с решениями судов. Финансовое ведомство считает, что для целей исчисления налога на прибыль расходы принимаются в пределах норм, установленных в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р.

Арбитражные суды - на стороне налогоплательщика. Расходы на топливо и смазочные материалы могут учитываться в размере фактических затрат. Главное требование, которое при этом должно быть выполнено, - это экономическая оправданность расходов.

По нашему мнению, методика расчета норматива расхода топлива носит рекомендательный характер и может применяться хозяйствующими субъектами по собственному усмотрению. Так, учетной политикой может быть предусмотрено, что страховщик, например, использует методику производителей транспортных средств или НИИ. Также организация может разработать собственные нормативы с использованием своих статистических данных, тем более в случаях, когда на транспортных средствах установлены учетные автоматические системы.

Кроме прочего, нормативы могут быть использованы страховщиками для планирования затрат на горюче-смазочные материалы.

Мойка транспортного средства

Мойку автомобиля и химчистку салона можно учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов на производство и реализацию при наличии подтверждающих документов. На практике услуги по мойке и химчистке осуществляются непосредственно в тот же день по факту оплаты. К кассовому чеку прилагается товарный чек или выдается квитанция установленного образца с указанием марки, модели автомобиля, а также государственного регистрационного номера автомобиля, по которому оказаны услуги. При отсутствии указанной информации, ввиду отсутствия возможности идентификации объекта, расходы не принимаются в целях налогообложения. К первичным учетным документам относится также справка бухгалтера.

Пример 3. Выдан аванс подотчетному лицу на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" - 500 руб. Представлен авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" на сумму 400 руб. Бухгалтерские проводки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Бухгалтерские проводки к примеру 3

Хранение транспортного средства

Расходы на парковку, стоянку, аренду гаража возникают у организаций, которые не имеют в собственности мест хранения транспортных средств.

В случае аренды гаража для признания расходов должны быть в наличии:

  • договор аренды, в котором имеется информация по идентификации гаража (адрес, характеристика гаража, данные о регистрации права собственности владельца);
  • акт приема-передачи гаража;
  • документы по оплате аренды;
  • акт приема-сдачи оказанных услуг за отчетный период (Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505).

Услуги платной автостоянки оплачиваются наличными деньгами, если они носят разовый (непостоянный) характер, или безналичным путем, если стороны заключили договор на хранение. В первом случае подотчетное лицо получает аванс и после оплаты услуг сдает в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков или квитанции установленного образца. Во втором случае организация, оказавшая услуги по хранению, представляет акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг). В документах, свидетельствующих об оплате услуг и их оказании, в обязательном порядке должна присутствовать информация о марке и государственном регистрационном номере служебного автомобиля.

Страхование транспортного средства

Расходы на обязательное и добровольное страхование транспортных средств включают:

  • расходы на обязательное страхование в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  • расходы на добровольное страхование транспортного средства.

В соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством РФ. Согласно п. 3 ст. 263 НК РФ расходы по добровольному страхованию средств транспорта включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Примечание. Расходы для целей налогообложения включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по отдельным видам добровольного имущественного страхования, указанным в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Важно обратить внимание на то, что платежи по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как указанный вид имущественного страхования не приведен в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы по страхованию признаются при условии перечисления страховых взносов равномерно в течение срока действия договора страхования пропорционально количеству календарных дней в отчетном периоде.

Учет расчетов по страхованию ведется на субсчете счета 76 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Аналитический учет по субсчету ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

Технический осмотр

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра. До начала проведения технического диагностирования организация производит оплату услуг. Размер платы за проведение техосмотра и повторного техосмотра устанавливается оператором техосмотра и не может превышать предельный размер, установленный субъектом РФ.

В настоящее время услуги по техосмотру оказывают как аккредитованные, так и неаккредитованные организации (предприниматели), которые на 1 января 2012 г. прошли конкурсный отбор на право проведения государственного техосмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России. Указанные организации вправе осуществлять соответствующую деятельность до 1 января 2014 г., если они включены в реестр операторов технического осмотра (п. 7 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Примечание. Проведение технического осмотра осуществляется по соответствующему договору, заключаемому в простой письменной форме.

Транспортный налог

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плательщиком транспортного налога согласно ст. 357 НК РФ признается лицо (владелец), на которое зарегистрировано транспортное средство.

Обязанность по уплате транспортного налога возникает не с момента приобретения, а с момента регистрации транспортного средства. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Если организация сознательно уклоняется от регистрации и (или) без уважительных причин пропущен пятидневный срок, установленный для регистрации, а транспортное средство эксплуатируется, то данные действия могут быть квалифицированы как направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Важно обратить внимание на следующее. В период до регистрации транспортного средства расходы на его эксплуатацию могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, так как в налоговом законодательстве отсутствует требование о принятии расходов в целях налогообложения прибыли с момента регистрации транспортного средства.

Сталкиваясь со сложными вопросами учета и налогообложения расходов на содержание транспортного средства, бухгалтер страховой организации должен исходить из их экономической оправданности и документальной подтвержденности.

Декабрь 2012 г.

Организация арендует у директора авто без экипажа.Для поездок на этом авто по договору ГПХ в качестве водителя приняли его супругу.Вопрос:При расчете налога на прибыль расходы, связанные с арендой автомобиля сотрудника, можно учесть в сумме фактических затрат (подп. 10 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом организация также вправе учесть в составе расходов: затраты на ГСМ (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ); как быть с мойкой авто если в чеке помимо мойки указаны "обезжиривание кузова" и "защитное восковое покрытие"

сообщаем следующее: Если услуги обезжиривания кузова и нанесения воскового покрытия выделены в чеке отдельной суммой, то безопаснее такие расходы в целях учета налога на прибыль не включать. Таким образом, услуги по мойке автомобиля Вы отнесете в расходы по налогу на прибыль на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, а расходы по обезжириванию кузова и нанесению защитного воскового покрытия в расходы по налогу на прибыль не включайте. Причина в том, что при проверке инспекторы могут посчитать, что производя мойку автомобиля, Организация вполне могла обойтись без дополнительных услуг. Раз так, то дополнительные услуги не являются экономически обоснованными. А значит, в расходы по налогу на прибыль их включать не следует.

Если услуги обезжиривания кузова и нанесения воскового покрытия входят в услугу «мойка автомобиля» и при этом отдельной строкой не выделены, то данную услугу можно учесть в расходах по налогу на прибыль в полном объеме (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ). В данном случае мойка автомобиля представляет собой единую услугу, а обезжиривание кузова и нанесение защитного покрытия являются отдельными этапами произведенных работ. Таким образом, отделить прочие услуги от услуги по мойке автомобиля не представляется возможным. Следовательно, мойка автомобиля – единая услуга, а этапы обезжиривания кузова и нанесения защитного покрытия позволяют реже обращаться на автомойку, что экономически выгодно.

Обратите внимание, в любом случае помимо экономического обоснования расходы должны быть документально подтверждены. При этом убедитесь, что в чеке помимо прочих реквизитов значатся марка и госномер обслуживаемого автомобиля.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1. Статья: Памятка по безопасному учету расходов, связанных со служебным автомобилем

Как учесть другие регулярные расходы на транспорт

Есть еще несколько видов достаточно частых автозатрат. Во-первых, это мойка и стоянка. Во-вторых, это плата за шиномонтаж, а также покупка новых шин. В-третьих, это периодическое техобслуживание и техосмотр.

Объединяет все эти траты то, что каких-либо специальных требований к их учету нет. То, как отражать подобные издержки, мы описали в таблице ниже.

Что делать с дополнительными расходами на содержание транспорта

Вид затрат

Как учитывать при расчете налога на прибыль

Что делать с НДС

Мойка и стоянка

Учитывайте как прочие расходы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Как правило, такие услуги организации оплачивают через подотчетных работников. Так что у сотрудника должен быть на руках чек ККТ и желательно товарный чек. При этом убедитесь, что в бланке помимо прочих реквизитов значатся марка и госномер обслуживаемого автомобиля. Расходы подотчетников признавайте на дату утверждения авансового отчета. В то же время плату за штрафстоянку учесть нельзя. Ведь эти вынужденные траты возникли из-за того, что работник компании нарушил Правила дорожного движения. Значит, расход не может считаться обоснованным.*

Если исполнитель (продавец) на общем режиме, то налог поставьте к вычету по общим правилам. И проверьте, чтобы счет-фактура был оформлен по всем правилам. Если же мойка (парковка, автосервис) на «упрощенке» или является плательщиком ЕНВД, тогда и НДС вашей компании никто не предъявит*

Шиномонтаж и покупка новых шин, а также дисков для них

Плату за данные услуги также отнесите к прочим расходам в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 264 кодекса. Стоимость нового комплекта шин, а также дисков для них спишите как материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Либо включите в расходы на содержание и эксплуатацию служебного транспорта как прочие

Периодическое техническое обслуживание

Плату за техобслуживание отнесите на прочие расходы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 кодекса. Аналогичным образом учтите и стоимость тех деталей, которые пришлось заменить. Проходить техобслуживание нужно минимум раз в год. Или чаще, если у машины большой пробег. Подтвердят расходы заказ-наряд, акт выполненных работ и платежка либо кассовый чек

«Набор автомобилиста»

Стоимость аптечек, огнетушителей и знаков «аварийки» учитывайте в составе расходов на содержание служебного транспорта в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ

Техосмотр

Все расходы, связанные с техосмотром, списывают как прочие. Только пошлину в размере 300 руб. за талон вы учтете в том периоде, когда она начислена. А оплату за сами работы - уже в день, когда проходят техосмотр. Таковы требования пункта 7 статьи 272 кодекса. Сроки прохождения техосмотра для разных видов транспорта приведены в статье 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ

Если оператор не аккредитован в установленном порядке и у него есть договор с МВД России, то НДС можно поставить к вычету по общим правилам

2. Статья: Какие бумаги устроят инспекторов, если ваша компания арендует автомобили у граждан

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Случаи, когда из-за нарушения водителем правил остановки и стоянки транспортных средств автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, не редкость. Не менее является ситуация, когда к услугам эвакуации прибегают при неисправности автомобиля (например, если повреждение возникло в результате ДТП). В большинстве таких случаев организации несут дополнительные расходы: на такси сотруднику, отправившемуся на место стоянки эвакуированного автомобиля, на ремонт транспортного средства, поврежденного эвакуатором, в виде стоимости услуг частной эвакуации или пошлины за оплату штрафстоянки. Инспекторы на местах обоснованность расходов на эвакуацию автомобиля ставят под сомнение и исключают соответствующие затраты из состава налоговых расходов.

Стоимость эвакуации поврежденного автомобиля до автосервиса

По общему правилу при налогообложении прибыли организация учитывает все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению Конституционного суда РФ, обоснованность расходов, учитываемых при базы по оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (определение от 04.06.07 № 320-О-П). Соответственно, если компания предполагает дальнейший ремонт и использование эвакуированного автомобиля в производственной деятельности, расходы, связанные с его транспортировкой к месту ремонта, обоснованны и учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Косвенно на возможность учета спорных расходов при налогообложении прибыли указывает решение Арбитражного суда области от 19.12.11 № А36-2926/2011, в котором рассматривался спор о правомерности взыскания с виновника ДТП в том числе расходов на эвакуацию поврежденного автомобиля. Подтверждая обоснованность расходов на эвакуацию автомобиля, суд отметил, что повреждения, полученные в результате ДТП, являлись существенными (рулевое управление, топливный бак) и не позволяли самостоятельно осуществлять движение. Более того, компания располагала документами, подтверждающими произведенные расходы (кассовый чек квитанции к приходным ордерам). Соответственно затраты организации на эвакуацию автомобиля и полуприцепа, по мнению судей, являлись обоснованными и документально подтвержденными.

При этом НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей компании учесть расходы на эвакуацию транспортных средств. Предполагается, что спорные затраты компания вправе принять к учету как другие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1ст. 264 НК РФ), либо как расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание служебного транспорта (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Кроме того, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий таких обстоятельств (письмо от 14.04.11 № 07-02-06/48). К таким расходам можно отнести и затраты на эвакуацию поврежденного транспортного средства, которая по сути является ликвидацией последствий дорожно-транспортного происшествия. Это подтверждает и судебная практика. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 30.11.09 № КА-А40/12576-09 отметил, что в налоговом учете потери от дорожно-транспортных происшествий относятся к составу чрезвычайных ситуаций и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Однако из-за отсутствия официальных разъяснений ведомств по учета при налогообложении прибыли расходов на эвакуацию поврежденных автомобилей споры с налоговиками не исключены.

Расходы работника на проезд до штрафстоянки на такси

Как правило, Минфин России не запрещает включать в налоговые расходы стоимость проезда работника на такси, если такие расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (письмо от 08.11.11 № 03-03-06/1/720). С этим соглашаются и столичные налоговики в письме от 29.11.10 № 20-15/124949. В частности, ведомство позволяет учесть при налогообложении прибыли расходы на проезд работника на такси до вокзала или аэропорта и обратно (письма от 11.07.12 № 03-03-07/33 и от 22.05.09 № 03-03-06/1/339).

По вопросу учета расходов на проезд работника на такси, связанного с поиском места штрафстоянки эвакуированного автомобиля, официальных разъяснений найти не удалось. С одной стороны, работник вполне мог воспользоваться общественным транспортом и потратить меньшую сумму. Однако проезд на такси хотя и дороже, но существенно сокращает время работника в пути. Кроме того, штрафстоянки зачастую располагаются в спальных районах, куда проезд общественного транспорта может быть затруднен, или за чертой города, в местах, сообщение транспортом общего пользования с которыми отсутствует. В этом случае представляется, что спорные затраты являются экономически обоснованными. И при наличии подтверждающих документов (чеков или квитанций) компания вправе отнести оплату проезда работника на такси к месту штрафстоянки к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Страховое возмещение, включающее затраты на эвакуацию

НК РФ прямо не уточняет, учитывается ли в налоговых доходах возмещение, полученное по договору ОСАГО или КАСКО. По мнению Минфина России, такие суммы на основании абзаца 1 статьи 250 НК РФ являются прочим внереализационным доходом, прямо не поименованным в этой статье (письма от 16.08.11 № 03-03-06/1/489 и от 14.10.10 № 03-03-06/1/648). Ведь возмещение, полученное по договорам имущественного страхования и страхования в перечне необлагаемых доходов, приведенном в статье 251 НК РФ, не указано (письмо Минфина России от 01.02.10 № 03-03-06/2/21).

Однако в одном из дел столичные арбитры отметили, что затраты на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, компания не отражает в налоговых расходах. Поскольку такой ремонт производится за счет полученного страхового возмещения. Соответственно само страховое возмещение организация вправе не включать во внереализационные доходы при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 30.11.09 № КА-А40/12576-09).

Стоимость содержания автомобиля на штрафстоянке

В соответствии с пунктом 2 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения таких санкций. В случае нарушения правил эксплуатации или управления транспортным средством такой автомобиль задерживают и при помощи другого ТС перемещают в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), где указанный автомобиль хранится до устранения причины задержания (п. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Верховный суд РФ в определении от 20.02.13 № 46-АПГ13-1 подтвердил, что задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Соответственно расходы на оплату штрафстоянки относятся к административным взысканиям, которые при налогообложении прибыли не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Однако официальных разъяснений ведомств и судебной практики по этому вопросу найти не удалось.

Ремонт автомобиля, поврежденного при эвакуации

Допустим, организация своими силами устранила повреждения лакокрасочного покрытия, вызванные небрежной работой службы эвакуации, и уменьшила налогооблагаемую прибыль на стоимость затраченных материалов. Но инспекторы на местах часто отказывают компаниям в признании расходов в виде стоимости сырья и материалов, использованных при осуществлении ремонта собственными силами. В частности, такой спор рассмотрел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 21.12.12 № А42-790/2012. В подтверждение реальности понесенных расходов компания представила положение о порядке эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава с приложением необходимых первичных документов (листка учета, акта об аварийном повреждении транспортного средства, акта на списание материалов). В результате суд пришел к выводу, что компания вправе учесть спорные расходы на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание такого имущества в исправном состоянии.

Кроме того, есть вероятность, что налоговики исключат из налоговых расходов стоимость ремонта имущества, не взысканную с виновного лица. При этом суды отмечают, что НК РФ не ставит в зависимость учет расходов на ремонт основного средства (п. 1 ст. 260 НК РФ) от причин, повлекших ремонт, а также от права на подачу регрессного иска к лицу, из-за которого имущество повреждено (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.09 № А53-6877/2008-С5-37).

Компенсация расходов, полученная по суду с дорожной службы

На практике немалое число ДТП возникает по вине государственных служб (открытые люки на проезжей части, отсутствие знаков дорожного движения, разрешающих или запрещающих повороты, неисправные светофоры и т. д.).

Так, в одном из дел компания пыталась взыскать с водоканала стоимость ремонта, экспертизы и эвакуации поврежденного автомобиля, пострадавшего из-за наезда на препятствие — открытый люк. Суд поддержал компанию, поскольку в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят в том числе содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.12 № А53-21169/2011). Полученные суммы являются возмещением убытков (ущерба) и на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ учитываются в налоговых доходах.

НДС со стоимости товара, поврежденного при эвакуации авто

Организация не восстановила НДС со стоимости товара (груза), поврежденного вследствие эвакуации автомобиля с места запрещенной парковки. Однако, по мнению Минфина России, выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (ст. 39 и 146 НК РФ). Следовательно, в этом случае необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету при приобретении такого имущества (письма от 05.07.11 № 03-03-06/1/397, от 07.06.11 № 03-03-06/1/332 и от 04.07.11 № 03-03-06/1/387).

Судебная практика складывается в основном в пользу налогоплательщиков. Так, ВАС РФ в решении от 19.05.11 № 3943/11 указал, что пункт 3 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда необходимо восстановить НДС. В иных случаях НК РФ не обязывает налогоплательщика восстанавливать этот налог. Соглашаются с таким мнением и нижестоящие суды (постановления ФАС Московского от 31.01.13 № А41-19560/12 и Северо-Западного от 15.10.12 № А56-165/2012 округов).

Разъяснений финансового ведомства в отношении необходимости восстановления НДС именно в рассматриваемой ситуации найти не удалось. В связи с этим компании рискованно не восстанавливать НДС со стоимости товаров, утраченных или поврежденных по причине эвакуации перевозящего их автомобиля.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сколько дней оплачивается больничный
Оформляем журнал хозяйственных операций
Сколько самозанятому надо платить в фсзн Можно ли не платить фсзн