Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Важно всем: новые причины, по которым банк заблокирует ваш счет и сообщит в налоговую. Большие перемены касательно сообщений в налоговую инспекцию об открытии банковских счетов и счетов по вкладам Сообщает ли сбербанк в налоговую

Центробанк поручил кредитным организациям активнее искать обналичку и сообщать о сомнительных компаниях налоговикам. Банки будут смотреть и на размер налогов по конкретному параметру, и сравнивать зарплату с НДФЛ и взносами. И еще много чего. Рассказываем, по каким критериям банк посчитает ваш бизнес сомнительным и донесет в налоговую.

Отслеживание налоговых схем

Свежая (от 21.07.2017 № 18-МР) вышла у Центробанка по выявлению налоговых схем.

ЦБ хочет, чтобы банки отслеживали у своих клиентов:

  • размер налогов и других платежей в бюджет.
Если компания или ИП платит налогов меньше 0,9% от дебетового оборота, то счет, в большой вероятностью, заблокируют.

Конечно, Центробанк делает приписку: уплата налогов ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Но, в общем, понятно, что теперь это новый повод заблокировать счет.

Есть , как избежать блокировки счета.

Кроме критерия по уровню уплаты налогов ЦБ в предложил банкам следующие:

  • со счета не платят зарплату работникам клиента;
  • НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников;
  • фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
  • перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • нет остатка средств на счете или он маленький по сравнению с объемами обычных операций;
  • платежи не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности;
  • нет связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания;
  • произошло резкое увеличение оборотов по счету;
  • нет платежей, обычных для бизнеса: например, аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.;
  • средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. Банк посмотрит на других своих клиентов, которые занимаются аналогичным бизнесом. И сравнит, что у них происходят с НДС в аналогичных ситуациях.
Но и вышеперечисленных критериев ЦБ недостаточно. Он напоминает об обязанности банков отслеживать:
  • IP-адрес,
  • МАС-адрес,
  • номер SIM-карты,
  • номер телефона и т.д.
Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий.

Т.е. под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным.

Банки активно сотрудничают с налоговиками. Чуть что, . И не только. , когда о вашей компании банк сообщит в Росфинмониторинг. Под подозрением даже вклады ИП.

Проблемы с корпоративными картами

(от 21.07.2017 № 19-МР) касается компаний и ИП, которые получают наличку с использованием корпоративных карт. Центробанк считает, что возможными целями таких операций является легализация доходов и помощь террористам.

Признаки из , по которым компанию или ИП признают недобросовестным:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше;
  • с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
  • поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
  • деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб. ;
  • снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех - пяти дней со дня поступления;
  • наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  • наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
  • у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.
А вы знали, что теперь компаниями или ИП, которых они считают недобросовестными? Причем, без всяких оснований.
  • периодически анализировать суммы наличности, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием всех корпоративных карт клиента;
  • проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций клиентов, руководствуясь новой методичкой;
  • направлять в Росфинмониторинг сведения о подозрительных клиентах.
Новые рекомедации ЦБ особо опасны для ИП, которые используют корпоративные карты для снятия собственных денег с расчетных счетов. Если банки начнут работать по методичке, это может привести к невозможности использования карт для таких операций. Ведь доказать, куда пошли снятые деньги, ИП не сможет.

И еще: комиссию за снятие наличности будут увеличивать

Недавно отличился Альфа-банк . Уже непонятно, на основании каких конкретно инструкций Центробанка, но с 14 августа он планирует брать 25% процентов комиссии за снятие наличных в определенных ситуациях.

Клиентам сообщили, что возьмут 10% от суммы за перечисление остатка средств и 25% за выдачу налички в отношении компаний и ИП, к которым применены меры, предусмотренные законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».

Как понять, кто попадает в черный список, банкиры не уточнили.

Мы разобрали последнего времени, которые всех раздражают. А как ваш банк вставляет палки в колеса бизнесу?

В интернете новости распространяются очень быстро, поэтому сейчас россияне бурно обсуждают просочившуюся в сеть информацию о новом законопроекте, принятом в июне. Согласно информационным статьям из интернета, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки обязывают банковские структуры передавать в налоговую службу информацию о переводах и передвижении денежных средств физических лиц. При этом банкам нужно вложиться в трехдневный срок.

Из этого следует, что каждый россиянин теперь обязан предоставлять отчет обо всех денежных поступлениях и расходах, например, у кого занял ту или иную сумму или кому одолжил деньги. Конечно, это все слух, в котором нужно разобраться, чтобы определить, что же это законопроект, что из сказанного правда, а что ложь.

Стоит сразу же сказать о том, что налоговая служба и так в курсе того, когда, откуда и куда на вам лицевой счет поступают деньги, вплоть до такой подробной информации, как дата, время, сумма. Ведь банковские организации уже на протяжении нескольких лет предоставляют налоговикам данную информацию.

Денежные переводы от родителей своим детям, финансовые транзакции внутри семьи на общие либо свои счета – все это не является каким-то подозрительным доходом. Поэтому о них предоставлять отчет в налоговую не нужно, соответственно, налоги платить тоже не придется. Если же человек получает доход от какой-то работы и средства поступают на банковский счет, то гражданин на доверительной основе должен самостоятельно предоставить эту информацию в налоговую и уплатить налог.

Если на счет поступил обычный перевод, то и отчитываться за него не нужно. Если же у налоговиков возникли подозрения насчет определенных транзакций, а сам человек, получающий крупные или частые переводы уклоняется от уплаты налогов, то орган имеет право проверить легальность поступивших средств. Таким образом, начинается проверка, в ходе которой сотрудник налоговой службы может поинтересоваться у банка насчет того или иного перевода. Банк, в свою очередь, отказать налоговой не имеет права.

Что может вызвать подозрения у налоговой службы? Для наглядности стоит рассмотреть несколько жизненных примеров.

  • Например, нетрудоустроенный гражданин, не имеющий какого-либо дохода, покупает недвижимость либо машину.
  • Или на счет физического лица поступила крупная денежная сумма от подозрительной организации. При этом компания предоставила отчет налоговой, где фигурирует и этот перевод, но физическое лицо утаило факт дохода и не заплатило налог.
  • Человек отправил большую сумму денег на счет другого гражданина, и в ходе проверки выяснилось, что это была оплата указанной услуги или товара.
Все эти ситуации не грозят блокировкой банковских счетов. Несмотря на это, обычные банковские организации тщательно стараются выполнять рекомендации Центрального банка, препятствующие отмыванию денежных средств.

Какую ответственность можно понести?

Прежде чем разбираться с ответственностью за сокрытие доходов, следует разобраться с тем, кому же стоит беспокоиться о возможных последствиях? В первую очередь подобные проверки могут коснуться самозанятых граждан – фрилансеров и людей, сдающих нелегально жилье в аренду. Также попасть под подозрение налоговиков могут предприниматели, не имеющие на руках договор ИП, а также бизнесмены, оплата услуг которым поступает на карточку физического лица.

Если Налоговая инспекция выявит факт уклонения от оплаты налогов и докажет его, то сможет начислить такому гражданину +13% НДФЛ. Помимо этого, уклоняющемуся лицу придется оплатить штраф в размере 20% от суммы неоплаченного налога.

Отдельного внимания заслуживает сдача недвижимости. Доказать факт аренды и получения денег от квартиросъемщиков – элементарное для налоговиков дело, ведь при проверке во внимание берутся не только данные, полученные от арендаторов. Конечно, они могут утверждать, что не жили в этой квартире, доме, а деньги перечисляли на карту как помощь товарищу. Но нельзя забывать о соседях, которые быстро раскроют всю подноготную правоохранительным органам. Кто жил в квартире, насколько долго и т.д.

В заключение стоит добавить, что переживать о передаче информации по каждому переводу не стоит. Банки не будут этого делать без предварительного прошения со стороны налоговой службы.

Какими суммами можно оперировать на банковских счетах без налоговых проверок? Из различных источников слышал про сумму в 600 000 рублей. Но нигде не нашел информации о временных рамках. Это в день, месяц или на разовый перевод средств?

Что об этом говорят другие

Вы можете класть на свой счет любые суммы, при этом в налоговую сообщать никто не будет. Данные могут отправить в финансовый мониторинг, который в свою очередь может заинтересоваться происхождением средств(не обязательно).

А в налоговую банк сообщает, когда вы получаете деньги от кого-либо на свой счет. Так как это может являться вашим доходом.
И тут нет каких-то ограничений по суммам, но обычно налоговикам неинтересно заниматься мелкими переводами. В общем все на усмотрение налоговиков. Если не хотите проверок, не увлекайтесь переводами средств через банк.

Интересно, а каким образом тогда можно переводить средства? Возить по миллиону рублей наличными из одного уголка страны в другой? Уж лучше банки. Тем более, что действительно есть некоторый порог, ниже которого просто ваши деньги никому не интересны. Насколько я знаю, это 600000 рублей в день или по 150-200 тыс. за раз.

Насколько я знаю, налоговая не проверяет вообще вас, пока не поступит от соответствующих органов запроса или информации о том, что у вас есть незаконные деньги, с которых вы не заплатили налог. Но каким образом это происходит на самом деле, я затрудняюсь сказать.

Chris, по-моему 600 000 рублей вмесяц, а не в день. У моего знакомого как-то заблокировали счет в Сбербанке за переводы крупных сумм. Не знаю, чем там закончилось.

Это разве что подобные сумму с заграницы выводить дробно с помощью ЭПС, а уже здесь по открывать депозиты в разных банках. Тогда получится не светиться на глазах у налоговой.

Александра А.

Даже 1000$ в месяц будет достаточно, чтобы вы смогли привлечь внимание соответствующих органов. Да, пока средства находятся на балансе аккаунта в платежной системе, беспокоиться не о чем, но когда вы постоянно переводите большие суммы на банковскую карту, это будет выглядеть подозрительно. Проблема решается с помощью интернет-магазинов и частных менял. В первом случае — можно совершить крупную покупку электронной валютой, а во втором — обменять «кибер деньги» на привычные бумажки в обход банковской системы.

А вообще, если хорошо зарабатываете, лучше легализуйтесь. Проблем меньше и совесть чище.

Я по началу тоже думал, что замечать будут и обходил вывод электронных валют на карту и пользовался услугами менял, я им переводил на электронный кошелек, они мне наличку. Так вот решил, что все это бред, просто суммы по 1000р не считаю той суммой, которая привлечет налоговую. В Украние вроде суммы от 50000грн привлекают внимание. Могу и ошибаться.

Зря. На сегодняшний день, если не хотите платить налоги с доходов полученных в электронной валюте, существует только один способ — не выводить их через банк, поскольку в таком случае они уже становятся реальными налогооблагаемыми деньгами.

Ну тут уже я думаю играет роль то, какие суммы выводить. Я вот вывожу в месяц максимум 2000 грн, а в основном 500-800грн и нечего страшного пока не случилось, конечно есть вариант выводить сразу в наличке в диллеров, та же обменка выводит в нал.

Вообще на сколько мне известно вся информация по вашим счетам должна быть конфиденциальна и банк не имеет право давать справки в налоговую службу. Это я сейчас говорю о законах Казахстана, на счет того что обязаны предоставлять банки России я не знаю, но в любом случае должны быть на стороне клиента.

У меня на карточке есть оговоренная сумма на счету, а вот на вкладе сбербанка нет ограничений. разве налоговая просто так будет проверять, я думаю, только в особых случаях такое возможно. То есть должен быть претендент.

Согласен, однако тенденция идет к тому, что скоро все безналичные расчеты будут под колпаком государства и у нас будет как на Западе — ни один рубль или гривна не проскочет мимо всевидящего ока государевого. Поэтому расслабляться я думаю не стоит.

При обмене денег слышал от банковских работников, что при обменене до 600К рублей информация никуда не передается. Что касается общих поступлений, была информация 3 года назад, что суммы до 300К в год никого не интересуют точно, а выше — как повезет.

Недавно с другом который в банке работает общались на эту тему, он сказал, что даже если у вас будет около 100 тысяч гривен, то налоговая вряд ли будет вас трогать, даже если вы не работаете нигде и якобы у вас таких денег быть не может. Но если например у вас регулярно появляются суммы и исчезают резко, то тогда уже сам банк будет заинтересован. Говорит, была ситуация, что у одного клиента на карте каждый месяц в одно и то же число появлялось 25 тысяч гривен и потом исчезали со счета, хотя карта зарплатная и зарплата была около 5 тысяч. Вот короче сам банк его проверял и передал уже в налоговую кажись.

Скорее всего отмывание денег. В налоговой есть такое понятие как дополнительное благо (я говорю об Украине). Банки присылают выписки физических лиц которые получали наследство, договоры дарения, проценты по акциям и прочие блага. А налоговая уже затем проводит работу с такими лицами на предмет уплаты налогов с полученного дохода.

Банки передают информацию о всех поступлениях клиентов, особенно из-за границы. Я не знаю точно минимальных сумм, но сумма в 3 тысячи долларов для них уже вполне достаточна, даже если это результат творческой деятельности, то есть даже и не бизнеса.

Хотя с другой стороны термин банковская тайна никто пока не отменял и если говорить о расчетных счетах юридических лиц и ИП, то налоговая может получить информацию с банка об оборотах на таком счета только по решению суда. Как то запутано все в банковской сфере.

Видимо, все зависит от страны, в которой получение этой информации происход. В одних странах для этого нужно решение суда, в других — простого запроса из налоговой, а в третьих вообще банки сообщают нлоговым органам о движении средств на счетах своих клиентов.

счетов физлицами, не являющимися предпринимателями

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

Кроме того, 1 июля 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г., инспекция вправе была запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция может запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) на основании ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Следует отметить, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физлиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств такими физлицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении таких физлиц или истребования у них документов (информации) в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что на основании указанного пункта документы (информация) истребуются при проведении налоговой проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ справки о счетах физлиц, не являющихся предпринимателями, и другую информацию, указанную в предыдущем абзаце, инспекция была вправе потребовать у банка только при наличии запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Данное основание осталось и в новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ.

Б анки - коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае - при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4-5 тыс. рублей для должностных лиц и 40-50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов - потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное - по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому - объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета - отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель - выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу - как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

В большинстве случаев банки запрашивают информацию устно. Это объясняется тем, что в законодательных актах нет прямого указания на право банков требовать от клиентов копии документов. На этом и следует выстраивать тактику взаимоотношений. При поступлении устного запроса банка о представлении документов попросить направить официальный письменный запрос. Отвечать лучше письменно, чтобы в случае неполучения письменного запроса хоть как-то был зафиксирован интерес к сделке со стороны банка. При получении письменного запроса нужно составить для банка краткую записку, которая поясняет экономический смысл операции, привлекшей внимание. При этом копии документов, относящихся к сделке, представлять не нужно - ведь закон этого не требует.

Банк - инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк - контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Отзывы о русском стандарте Наименование банковской услуги
Что такое способ уменьшаемого остатка начисления амортизации: понятие и особенности метода
Виды банковских операций с векселями